Н.В. Голованова Финансовая оценка изменения обязательств органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления г. Казань 30 июля 2003 г.
Исходные данные для расчетов Отчеты об исполнении консолидир. бюджетов субъектов за 12 месяцев 2002 г. Индексация согласно прогнозу расходов консолидированных бюджетов субъектов (проект фед. бюджета 2003 г.) Суммарные непроцентные обязательства консолидированного бюджета РФ не меняются (28 % ВВП)
Конечные расходы (после передачи финпомощи), 2003 г. Фед. бюджет Бюджеты субъектов РФ Местные бюджеты В действующих условиях, млрд. руб % 48,3%23,8%28,0% С учетом изменения обязательств, млрд. руб % 48,7%22,4%28,9%
Расходные обязательства по собственным полномочиям (до передачи субвенций), 2003 г. Фед. бюджет Бюджеты субъектов РФ Местные бюджеты В действующих условиях, млрд. руб % 52,4%21,4%26,2% С учетом изменения обязательств, млрд. руб % 52,7%29,1%18,1%
Приведения расходов в условия действующего законодательства Финансирование органов МСУ из бюджета субъекта РФ Финансирование исполнительных органов субъекта РФ из местных бюджетов (Изменения: Пензенская область) Финансирование законодательных органов субъекта РФ из местных бюджетов Мобилизационная подготовка экономики (Изменения: Республика Башкортостан, Пензенская, Пермская, Самарская, Саратовская, Свердловская области, Ямало-Ненецкий АО)
Приведения расходов в условия действующего законодательства Гидрометеорология (Изменения: Республики Башкортостан, Марий-Эл, Мордовия, Удмуртская и Татарстан, Кировская, Оренбургская, Пермская, Саратовская, Курганская и Свердловская области, Ханты-Мансийский АО) Санитарно-эпидемиологический контроль (Изменения: Республики Башкортостан, Марий-Эл, Татарстан, Удмуртская и Чувашская, Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Пермская, Самарская, Саратовская, Курганская, Свердловская, Тюменская и Челябинская области, Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО)
Федеральные функции Фундаментальные научные исследования (Изменения: Республика Татарстан, Самарская, Ульяновская и Свердловская области, Ханты-Мансийский АО, Ямало- Ненецкий АО) Высшее образование (Изменения: Республики Башкортостан, Татарстан, Удмуртская и Чувашская, Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Пермская, Самарская, Курганская, Тюменская и Челябинская области, Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО) Военный призыв
Отмена профессиональных льгот (бесплатный проезд на транспорте) объем льгот: дотации и покрытие убытков предприятиям транспорта пропорциональное повышение зарплаты противопожарная служба милиция работники судебной системы ГТК, Госбезопасность, МНС
Противопожарная безопасность обеспечение фин. средствами – субъекты РФ через субвенции (90 % расходов конс. бюджета РФ, необходимо учесть прямые расходы фед. бюджета на территории региона) предоставление услуг – МСУ (районы)
Охрана общественного порядка Разделение милицейской службы на межмуниципальную и федеральную Межмуниципальная милиция: финансирование (12 % расходов конс. бюджета РФ) и предоставление услуги – муниципальные районы прекращение финансирования федеральной милиции из региональных и местных бюджетов
Профессионально-техническое образование Закрепление функции за субъектами РФ Передача расходных обязательств из федерального (расходы фед. бюджета в регионах) и местных бюджетов (Изменения: Республика Марий-Эл, Татарстан, Удмуртская и Чувашская Республики, Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Пермская, Самарская, Саратовская, Ульяновская, Курганская, Свердловская, Тюменская и Челябинская области, Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО)
Среднее образование (школы) Предоставление услуги – муниципальные районы Субвенции на обеспечение учебного процесса – субъекты РФ
Дошкольное образование Предоставление услуги – муниципальные районы (Изменения: Республики Татарстан, Удмуртская и Чувашская, Пензенская, Самарская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области) Субвенции на обеспечение учебного процесса – субъекты РФ
Предоставление социальных услуг в учреждениях образования и здравоохранения (школы-интернаты, детские дома, дома ребенка, дома- интернаты для престарелых и инвалидов, учреждения по обучению инвалидов) Предоставление услуг и финансирование – субъект федерации (Изменения: Республики Башкортостан, Марий-Эл, Татарстан и Удмуртская, Нижегородская, Кировская, Оренбургская, Пензенская, Пермская, Самарская, Саратовская, Ульяновская, Курганская, Свердловская, Тюменская и Челябинская области, Коми-Пермяцкий АО, Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО)
Жилищное и коммунальное хозяйство Обеспечение функционирования жилищного и коммунального хозяйства – муниципалитеты (Изменения: Республики Башкортостан, Марий-Эл, Мордовия, Татарстан, Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская, Курганская, Свердловская, Тюменская и Челябинская области, Коми-Пермяцкий АО, Ханты- Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО) Увеличение доли платежей населения Выделение адресных жилищных субсидий Снижение дотаций предприятиям ЖКХ – переход на контрактную систему
Прочие обязательства, переданные субъектам РФ Медицинское страхование неработающего населения Оздоровительная компания для детей и подростков
Отмена фед. мандатов с предоставлением субъектам РФ права принять аналогичные по смыслу законы льготы для ветеранов труда выплата детских пособий льготы по проезду в междугороднем транспорте для детей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении выплата пособий на погребение
Рост объема расходов консолидированного бюджета субъекта РФ 0,8-1,0 %Чувашская Республика, Коми Пермяцкий АО
Сокращение объема расходов консолидированного бюджета субъекта РФ 4,0–5,5% 3,0-3,6 % 2,2-2,9 % 1,6-2,0 % 1,0-1,4 % < 1 % Ямало-Ненецкий АО, Ханты-Мансийский АО, Ульяновская и Свердловская области Республика Мордовия, Удмуртская Республика Республика Татарстан, Нижегородская и Челябинская области Кировская область, Республика Марий-Эл, Оренбургская, Тюменская и Саратовская области Пензенская, Курганская и Пермская области Самарская область, Республика Башкортостан
Централизация расходов внутри субъекта РФ (Приволжский округ) Расходные обязательства по собственным полномочиям (до передачи субвенций), 2003 г. Субъекты РФДоля местных бюджетов в консолидир. бюджете региона В действующих условиях, % С учетом изменения обязательств, % Снижение доли, % Оренбургская область63,539,024,4 Коми Пермяцкий автономный округ 56,333,822,6 Пермская область61,341,020,3
Централизация расходов внутри субъекта РФ (Приволжский округ) Расходные обязательства по собственным полномочиям (до передачи субвенций), 2003 г. Субъекты РФДоля местных бюджетов в консолидир. бюджете региона В действующих условиях, % С учетом изменения обязательств, % Снижение доли, % Саратовская область56,738,618,0 Чувашская Республика57,639,717,9 Кировская область65,848,017,9 Удмуртская Республика58,841,517,3 Самарская область47,530,516,9 Республика Марий-Эл52,936,616,3
Централизация расходов внутри субъекта РФ (Приволжский округ) Расходные обязательства по собственным полномочиям (до передачи субвенций), 2003 г. Субъекты РФ Доля местных бюджетов в консолидир. бюджете региона В действующих условиях, % С учетом изменения обязательств, % Снижение доли, % Республика Башкортостан44,631,513,1 Пензенская область42,932,110,8 Ульяновская область51,642,88,7 Республика Татарстан38,430,18,3 Республика Мордовия33,025,08,0 Нижегородская область51,143,47,7
Централизация расходов внутри субъекта РФ (Уральский округ) Расходные обязательства по собственным полномочиям (до передачи субвенций), 2003 г. Субъекты РФ Доля местных бюджетов в консолидир. бюджете региона В действующих условиях, % С учетом изменения обязательств, % Снижение доли, % Курганская область63,142,320,9 Челябинская область59,238,620,6 Ямало-Ненецкий АО57,041,315,7 Свердловская область52,337,215,2 Ханты-Мансийский АО65,453,711,7 Тюменская область31,824,37,5
Оценка изменения расходных обязательств районов и поселений Ставропольского края Тип мунициального образования В действующих условиях, тыс. руб. С учетом изменения обязательств, тыс. руб. Изменение расходных полномочий, % Поселения % Муниципальные районы (районные администрации) % Городские округа % Сумма %