Голованова Н.В. Разграничение полномочий: нерешенные вопросы Москва 22 декабря 2004 г.
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Основные проблемы Единая система не учитывает особенности региона Незавершенность реформ по отдельным функциям Проблемы эффективности выполнения государственных и муниципальных функций Проблемы, связанные с передачей собственности Проблемы взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти Недостаточная налоговая автономия на субфедеральном уровне
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Незавершенность реформ по отдельным функциям Милиция Ст ФЗ «Установить, что в 2005 году и до введения в действие федерального закона, определяющего порядок организации и деятельности федеральной и муниципальной милиции, финансирование деятельности учреждений Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствии с решениями представительных органов местного самоуправления на основании положений статьи 35 Закона Российской Федерации «О милиции» производится из соответствующих бюджетов.» Противопожарная безопасность Ст ФЗ «Мероприятия по реформированию объектовых подразделений Государственной противопожарной службы осуществляются с 1 января 2006 г.» Увольнение сотрудников территориальных подразделений Государственной противопожарной службы, созданных на основе договоров с органами гос. власти субъектов РФ и органов МСУ осуществляется поэтапно в течение г.
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Проблемы эффективности выполнения государственных и муниципальных функций Общее образование (финансирование из двух источников, перечисление направлений расходования средств субвенции) Дошкольное образование (почему районы, а не поселения?) Сельское хозяйство (субсидирование приводит к установлению барьеров) ЖКХ (политика МСУ влияет на себестоимость предоставления услуг, => на объем адресных жилищных субсидий, субсидии выплачиваются из бюджета субъекта федерации) Предоставление нескольких видов услуг в одном учреждении/здании (здравоохранение, образовательные, социо-культурные центры)
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Проблемы, связанные с передачей собственности Излишнее требование передачи собственности: достаточно взять учреждение в аренду Инвентаризация собственности (г. Улан-Удэ, Бурятия, 1/2 имущества не зарегистрирована) Кредиторская задолженность: кредитор может предъявить требования при смене собственника
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Проблемы взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти Взаимодействие с органами федерального казначейства Взаимодействие с территориальными налоговыми инспекциями Понимание норм федерального законодательства сотрудниками прокуратуры
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Недостаточная налоговая автономия на субфедеральном уровне Налоговое законодательство: снижение налогового бремени за счет субфедеральных бюджетов Уточнение перечня региональных налогов: налог на имущество организаций налог на игорный бизнес транспортный налог Уточнение перечня местных налогов: налог на имущество физических лиц земельный налог Сокращение доли региональных и местных налогов в совокупных налоговых доходах РФ с 8% до 5% в 2004 г. по сравнению с 2003 г.
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Социальная политика Ст ФЗ Социальная поддержка и социальное обслуживание: граждан пожилого возраста, инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), Социальная поддержка: ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан Ст. 15, ФЗ Опека и попечительство Осуществление в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Доля граждан, относящихся к льготным категориям, в численности населения (2005 г., проекты бюджетов) Численность ветеранов труда, тружеников тыла и репрессированных по отношению к численности населения региона Субъект федерации минимум3,6%Ямало-Ненецкий автономный округ максимум55,2%Республика Ингушетия медиана13,5%Омская область, Республика Татарстан * Данные по всем субъектам федерации, кроме Кабардино-Балкарской и Чеченской Республик
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Социальная поддержка в субъектах федерации 10 субъектов федерации планировали финансировать льготы ветеранам войны Только 9 субъектов федерации не планировали вводить надбавки в сельской местности Затраты на одного получателя льгот различаются в 85 раз для ветеранов труда, более чем в 100 раз по репрессированным 2 субъекта федерации планировали монетизировать льготы ветеранам труда, 4 - труженикам тыла, 2 - репрессированным
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Расходы бюджета на предоставление льгот по ЖКХ ветеранам труда (2005 г., проекты бюджетов) Льготы по оплате жилищно- коммунальных услуг на одного получателя (руб./мес.) Субъект федерации минимум52Калининградская область максимум717Магаданская область медиана243Брянская область * Данные по 57 субъектам федерации
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Предоставление льгот ветеранам труда в субъектах федерации в 2005 г. (проекты бюджетов)
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Предоставление льгот репрессированным гражданам в субъектах федерации в 2005 г. (проекты бюджетов)
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Дальнейшее совершенствование законодательства Слишком жесткие формулировки федерального законодательства затрудняют реализацию реформ Учитывая многообразие условий в субъектах федерации, необходима большая децентрализация нормативно-правового регулирования Необходимы нормативные акты, регулирующие взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти Для эффективного выполнения функций необходимо предоставить субъектам федерации и муниципальным образованиям рычаги для привлечения доходов