А. Н. Дерюгин Обеспечение вертикальной сбалансированности при межбюджетном регулировании Нижний Новгород 24 августа 2004 г.
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Основные цели бюджетной политики субъекта РФ в области межбюджетных отношений Обеспечение финансовых возможностей ОМСУ для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения Создание условий для выполнения приоритетных задач в области региональной бюджетной политики на местном уровне
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Общий порядок межбюджетного регулирования на уровне субъекта Российской Федерации Установление приоритетов бюджетной политики субъекта Российской Федерации Определение объема и структуры средств, передаваемых местным бюджетам: финансовая помощь* нормативы отчислений от налогов региональные фонды (кроме фонда компенсаций) субвенции на исполнение отдельных государственных полномочий
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Основные приоритеты региональной бюджетной политики субъекта РФ в области МБО Стимулирование экономического развития МО Выравнивание финансовых возможностей ОМСУ Контроль за расходами местных бюджетов Самостоятельность в проведении ОМСУ самостоятельной бюджетной политики Реформа
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Механизмы реализации бюджетной политики в области межбюджетных отношений Стимулирование экономического развития МО Выравнивание финансовых возможностей ОМСУ закрепление нормативов отчислений от налогов расчет БО: учитывать меньше налогов расчет по налоговому потенциалу дотации, субсидии расчет БО: использовать показатели, близкие к прогнозу доходов и расходов Самостоятельность в проведении ОМСУ самостоятельной бюджетной политики Контроль за расходами местных бюджетов нецелевая финансовая помощь меньше условий предоставления финансовой помощи целевая финансовая помощь больше условий предоставления финансовой помощи
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Обеспечение финансовых возможностей ОМСУ (обеспечение вертикальной сбалансированности) Собственные доходы бюджета субъекта Доходы местных бюджетов Доходы Расходные обязательства Расходные обязательства субъекта Расходные обязательства ОМСУ Финансовая помощь
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Отсутствие вертикальной сбалансированности Собственные доходы бюджета субъекта Доходы местных бюджетов Доходы Расходные обязательства Расходные обязательства субъекта Расходные обязательства ОМСУ Фин. помощь
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Обеспечение вертикальной сбалансированности Оценка расходных потребностей бюджетов всех уровней (консолидировано для каждого уровня публичной власти) Расчет распределения доходов налоговые поступления по всей территории региона применение закрепленных в БК РФ нормативов Определение размера средств, необходимых для обеспечения вертикальной сбалансированности
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Оценка расходных потребностей Инвентаризация исполняемых расходных обязательств субъекта Российской Федерации и муниципальных образований каждого типа Идентификация исполняемых расходных обязательств в соответствии с законами 95-ФЗ и 131-ФЗ (установление соответствия статей бюджетной классификации с перечнем вопросов федерального, регионального и местного значения) Составление матрицы перераспределения расходных обязательств между уровнями бюджетной системы и типами муниципальных образований в соответствии с указанными законами
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Оценка расходных потребностей (продолжение) Субъект ГО МР П
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Структура финансовой помощи* местным бюджетам Нормативы отчислений от налогов ДотацииСубсидии Субъект устанавливает условия предоставления
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Закрепление нормативов отчислений Положительные стороны Сокращение встречных финансовых потоков Больше самодостаточных муниципалитетов (создание стимулов к повышению собираемости налогов и экономическому развитию) Отрицательные стороны ограничение возможностей для осуществления горизонтального выравнивания
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Принципы закрепления нормативов налоговых отчислений налоговая база равномерно размещена по территории субъекта НДФЛ немобильность налоговой базы НДФЛ, налог на имущество организаций возможность органы МСУ реально влиять на базу налогообложения и собираемость налогов налог на совокупный доход (по упрощенной системе), НИО связь объема поступлений с уровнем благосостояния населения НДФЛ
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Вариант оптимизационной задачи по расчету оптимальных нормативов отчислений Цель: максимально сократить встречные финансовые потоки Ограничение: сохранить возможности для выравнивания бюджетной обеспеченности МО
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Вариант оптимизационной задачи по расчету оптимальных нормативов отчислений (продолжение) Задача: Р - Дi *Hi min, где Р – средний уровень расходных потребностей МО на душу Дi – среднедушевые расчетные доходы i-го МО Hi – население i-го МО При ограничении превышения доходов над средними расходными потребностями: (Дi – Р)*Hi Р), где - коэффициент, ограничивающий уровень превышения доходов МО средний уровень расходных потребностей
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Общие рекомендации по закреплению единых нормативов За бюджетами поселений: НДФЛ единый сельскохозяйственный налог За бюджетами муниципальных районов и городских округов: НДФЛ единый сельскохозяйственный налог единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения налог на имущество организаций
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Межбюджетные трансферты Нормативы отчислений от налогов ДотацииСубсидии