Г. В. Курляндская Межбюджетное регулирование на региональном уровне в условиях реформы местного самоуправления г. Кисловодск 30 июля 2004 г.
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Основные цели межбюджетного регулирования Стимулирование развития налоговой базы ОМСУ Обеспечение финансовых возможностей ОМСУ для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения Выполнение приоритетных задач региональной политики
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Финансовая помощь как инструмент реализации бюджетной политики Стимулирование развития налоговой базы ОМСУ нормативы отчислений от налогов Обеспечение финансовых возможностей ОМСУ для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения дотации из фондов: региональный фонд финансовой поддержки поселений, региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) районный фонд финансовой поддержки поселений Выполнение приоритетных задач региональной политики субсидии из фондов: фонд муниципального развития фонд софинансирования социальных расходов фонд реформирования муниципальных финансов
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Определение объема финансовой помощи (вертикальная сбалансированность) Собственные доходы бюджета субъекта Доходы местных бюджетов Доходы Расходные обязательства Расходные обязательства субъекта Расходные обязательства ОМСУ Финансовая помощь
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Структура финансовой помощи Нормативы отчислений от налогов ДотацииСубсидии
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) цели и приоритеты бюджетной политики в части МБО 2 объем и структура распределяемых средств 3 нормативы налоговых отчислений 4 региональный фонд финансовой поддержки поселений 5 региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов / городских округов 6 прочие региональные фонды (ФМР, ФССР) 7 районные фонды финансовой поддержки поселений... региональный фонд компенсаций (не финпомощь) Общий порядок межбюджетного регулирования
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Определение объема каждого из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных образований Доходы поселений (районов и городов) Расходные обязательства поселений (районов и городов) Финансовая помощь Собственные доходы бюджета субъекта
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Выбор схемы выравнивания: соотношение регионального и районных ФФПП Граница: 50-60% Районный ФФПП Рег. ФФПП Критерии выбора: обеспеченность доходами неравномерность распределения доходов Расходные обязательства Доходы ?
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Вариант 1: низкая обеспеченность доходами (средние доходы < 50% от средних расходов) Рег. ФФПП ПоселенияГородские округа Муниципальные районы Районный ФФПП Рег. ФФПМР(ГО)
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Распределение регионального ФФПП по варианту 1: иллюстрация для Ставропольского края Средние расходы поселенийСредние доходы поселений
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Результаты предварительного расчета по Ставропольскому краю в условиях 2004 г. Средние доходы поселений = 50% от расходов Подушевая дотация = (сумма расходов – сумма доходов) : численность населения Сокращение разрыва подушевой бюджетной обеспеченности поселений со 122 раза до 7 раз (по бюджету 2004 г. – до 8 раз)
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Основные характеристики Варианта 1 Большой размер подушевого трансферта из регионального ФФПП, который позволяет значительно сократить неравенство БО поселений и обеспечить финансирование вопросов местного значения Дополнительное выравнивание поселений из районных ФФПП не обязательно Простота расчета подушевых трансфертов, нет необходимости делегировать это полномочие районам Методика распределения регионального ФФМР/ГО может не учитывать необходимость выравнивания поселений районами
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Вариант 2: высокая обеспеченность доходами (средние доходы > 50% от средних расходов) Городские округа Муниципальные районы Поселения Рег. ФФПП Районный ФФПП Рег. ФФПМР/ГО Рег. целевой фонд
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Основные характеристики Варианта 2 Незначительный размер подушевого трансферта из регионального ФФПП, незначительное выравнивание Выравнивание поселений в основном за счет распределения районных ФФПП Делегирование районам полномочий рег. ФФПП не рационально Рекомендуется формировать региональный целевой фонд софинансирования районных ФФПП (в пределах 10% от всей финпомощи) Необходимость разработки региональной методики распределения районных ФФПП Методика распределения регионального ФФМР/ГО должна учитывать необходимость выравнивания поселений районами
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) «Отрицательные трансферты» Чреваты занижением доходов муниципальными образованиями Трудно рассчитать для поселений (мало информации для НП, ИБР)
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Распределение Регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов В соответствии с основными положениями Методических рекомендаций субъектам РФ по регулированию межбюджетных отношений 2000 г., которые теперь законодательно закреплены в Бюджетном кодексе
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Распределение прочих фондов межбюджетного регулирования Фонд муниципального развития Фонд софинансирования социальных расходов Фонд реформирования муниципальных финансов На основе региональной политической концепции межбюджетного регулирования
ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) «Степени свободы» субъектов РФ при формировании политики межбюджетного регулирования Формирование концепции межбюджетного регулирования и распределение средств между различными формами финпомощи Установление дополнительных нормативов налоговых отчислений Использование «отрицательного трансферта» Способ распределения 10% НДФЛ Определение размера подушевой дотации для различных типов МО Выбор между вариантами выравнивания Делегирование полномочий регионального ФФПП районам Формирование целевого фонда софинансирования районных ФФПП Разработка методики выравнивания из районных ФФПП Разработка методики выравнивания МР и ГО Разработка методик распределения прочих фондов