Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования» ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И ТЕХНОЛОГИЙ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ»
средство реализации Концепции долгосрочного социально- экономического развития РФ на период до 2020 г.; одна из ключевых задач ФЦПРО 2006 – 2010 ИНСТРУМЕНТ достижения – ФГОС сформулирован как система требований к структуре, условиям и результатам образования ПРОТИВОРЕЧИЕ Н.Н. Малофеев: «Принципиальная особенность школьников с ООП - неспособность переучиваться в течение жизни. ВЫЗОВ ВРЕМЕНИ специальному образованию – важно понять ЧЕМУ НАДО УЧИТЬ, чтобы выпускник мог жить во взрослой жизни достойно, автономно»
Закон РФ «Об образовании» единая Концепция СФГОС примерные программы БУПы СО 2 компонента (академический и жизненной компетенции); сложности внедрения современных программ: регламент МОиН РФ не предусматривает обязательную экспертизу новых программ, процедура «грифования» программ отменена; переиздаются программы, разработанные в 70-е г.г. XX в.; не все виды СКОУ обеспечены программами; нет программ для новых категорий обучающихся; региональные аккредитационные нормативы включают требования, автоматически перенесённые из общего образования: образовательные области не соответствуют ФГОС; VIII вид – 2 несогласованных варианта
2010 г. – на экспертизу подано году 14 учебников; 5 издательств : Просвещение, Просвещение СПб., Владос, Дрофа, Современные образовательные технологии; в перечне 2011 – 2012 – учебники прошлых лет издательства Аркти; в каталогах большинства издательств – учебники, не вошедшие в перечень и не представленные в последние годы на экспертизу
требуются принципиально новые подходы для СКОУ I (8, НО), II (9, НО, 2 ОО), IV (1) V (3) видов учебники единичные, предметные линии не выстроены: образование детей с нарушениями зрения, слуха, речи специальными учебниками не обеспечено; для СКОУ III, VI VII учебников нет никаких; для СКОУ VIII вида – наиболее многочисленные: в Перечне: 52 рекомендовано и 26 допущено; однако обеспеченность образовательных областей и наполнение предметных линий неравномерны. КОЛИЧЕСТВО РАЗНЫХ КАТЕГОРИЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ИНТЕГРИРОВАННО, РАСТЁТ
ЖИЗНЕННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ – РЕЗУЛЬТАТ ОБРАЗОВАНИЯ по СОЦИАЛЬНОМУ ЗАПРОСУ результат образования, определенный не вследствие развития педагогической теории, а на основе формирования запроса, обращенного к системе образования из мира труда; запрос, формирующийся назывным порядком и отражающий те способы деятельности, которые принципиально важны для сообщества, но для многих его членов являются дефицитом.
пособия, рабочие тетради и учебники для детей с различными образовательными потребностями, педагогов и родителей
сотрудники издательства – пятнадцатилетний опыт учебного книгоиздания, работы с детьми с особыми образовательными потребностями в ОУ различного типа и вида, подготовки педагогов в вузе и учреждениях повышения квалификации ; авторы издательства – педагоги-практики разных регионов; представители различных научных школ; все пособия издательства» апробированы, прошли экспертизу, являются победителями конкурсов различного уровня; учебно-методические комплекты издательства обеспечивают реализацию важнейших направлений развития образования; каждое пособие направлено на решение конкретных проблем в развитии ребенка, что дает возможность использовать его в различных организационных формах
ПРОБЛЕМА : существенное изменение категории обучающихся во всех видах образовательных учреждений; появление организаций и учреждений, нового типа, разного ведомственного подчинения, оказывающих услуги детям с ОВЗ
ДО НАЧАЛА 90-Х ГОДОВ XX ВЕКА СУЩЕСТВОВАЛА ЖЕСТКАЯ СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, СТРУКТУРИРОВАННАЯ ПО ВИДАМ ДЕТИ С ВЫРАЖЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ НЕ ВКЛЮЧАЛИСЬ В СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО- РАЗВИВАЮЩУЮ СРЕДУ письмо Министерства образования и науки РФ (от 18 апреля 2008 г. АФ-150/06) «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» реализация права детей с ОВЗ на образование – одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития РФ К НАЧАЛУ XXI ВЕКА В МИРЕ НАСЧИТЫВАЛОСЬ 200 МЛН, ДЕТЕЙ С УМСТВЕННЫМИ И ФИЗИЧЕСКИМИ НЕДОСТАТКАМИ, ЛИШЬ 2% ИЗ НИХ ПОЛУЧАЛИ НЕОБХОДИМУЮ ПОМОЩЬ
НОВАЯ ШКОЛА: не эксклюзивная, а массовая, инклюзивная Стихийная интеграция некоторых категорий детей с ОВЗ без соответствующего программного, дидактического, кадрового обеспечения приводит к их неуспешности, дезадаптации и полному вымыванию из системы образования В специальные группы приходят дети, прежде считавшиеся «необучаемыми»: у них не отсутствуют элементарные культурно- гигиенические навыки, представления об окружающем, они не умеют общаться – для них и сопровождающих педагогов не разработаны УМК, дидактические средства. имеющегося программно-методического обеспечения сопровождения детей с ОВЗ НЕДОСТАТОЧНО
«выравнивание» детей в рамках возрастной нормы имеющиеся программы ориентированы либо на средние возрастные показатели, либо на формирование и развитие определённых «школьно значимых» навыков
Материалы на конференцию представили более 500 педагогов из 29 регионов страны В реальности проблемы начинают осознаваться именно на этапе школы, когда формируются вторичные дефекты, и неуспешность ребёнка становится очевидной количественное соотношение материалов, освещающих сопровождение детей с ОВЗ в раннем и дошкольном возрасте (34%); в школе и системе профобразования (58%) можно рассматривать как отражение существующих сегодня приоритетов
категории участников конференции, представленный материал и его интерпретацию в рамках обсуждения можно рассматривать как некоторый срез состояния системы помощи детям с ОВЗ; позволяет выделить модели, уже имеющиеся и апробированные в образовательной практике регионов страны; определить «слабые» места; сформулировать запрос практиков науке и системе законодательной и исполнительной власти
ПРОБЛЕМА : закрытость системы специального образования: ни в рамках МОиН РФ, ни на уровне Правительства нет институциональной структуры, выполняющей функции органа по вопросам обеспечения права на образование детей с ОВЗ; на уровне страны и регионов нет управленцев, владеющих в полной мере ситуацией с образованием детей с ОВЗ; структурно специальное образование искусственно выключено из процесса общего образования; создаваемые новые – под решение конкретных прикладных проблем интеграции – инклюзии структуры часто продолжают традиции замкнутости.
высказано более 450 мнений более половины – не авторами статей наибольший интерес вызвали практико- ориентированные темы : современные образовательные технологии; психолого-педагогическая диагностика и коррекция; создание адаптивной среды; различные методические подходы к образованию детей с ОВЗ. наименее обсуждаемы – темы, характеризующие новые аспекты специального образования : ранняя помощь; опыт развития системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития; дистанционное обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ; проведение ГИА обучающихся с ОВЗ; организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, обеспечивающих инклюзивное образование; опыт функционирования СКОУ, ДОУ компенсирующего и комбинированного вида в режиме учебно-методических центров по специальному образованию.
комплект диагностических средств – серия «УПРАВЛЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ. Я РАСТУ» УМК для совместной работы ребёнка и взрослого – серия «ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА. УЧИМСЯ ВМЕСТЕ» учебно-методические пособия для педагогов – серия «ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ»
авторы материалов убедившись, что собственная статья размещена, в лучшем случае, знакомятся с материалами своих знакомых (80% участников – педагогов); оценивание материалов неформальное; но в 90% преобладают эмоциональные оценки; специалисты органов управления образованием и структур повышения квалификации интересуются опытом решения проблем организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в других регионах, отмечают значимость такой возможности и ценность опыта, но в сетевом обсуждении участвуют неактивно; представители высшей школы в обсуждении не участвовали, что позволяет предположить, что проблемы, названные педагогами и руководителями образовательных учреждений, не рассматриваются ими как значимое для них средство изучения запросов работодателей к выпускникам и результатам высшего профессионального образования ; представители федеральных и региональных научных структур, занимающихся проблемами образования детей с ОВЗ не участвовали в обсуждении и анализе материалов профессиональное общение находится в стадии становления, а рефлексивный компонент не является его определяющей характеристикой ; обсуждение не рассматривается большей частью педагогов и специалистов как средство повышения квалификации и знакомства с опытом коллег
III Всероссийские педагогические чтения по вопросам коррекционной педагогики и специальной психологии (2010) в специальном образовании нет столиц и провинций, ценен любой опыт
подготовка к новой для педагогов деятельности практически не ведётся: отношение как к разовому написанию «доклада» реферативного характера с перечислением достижений без постановки проблем и анализа вариантов их решения наличие публикаций, участие в конференциях – один из критериев в рейтингах различного уровня, в конкурсах, НСОТ, аттестационных требованиях
подготовка педагогов : технологическая; коммуникативная; работа с материалами конференций изменение формата : Интернет - конференции, выделение времени на обсуждение; on-line общение; организация работы форумов, определение вопросов и проблем для обсуждения
к структуре системы сопровождения детей с особыми образовательными потребностями на различных этапах (разделы 3 – 5); к условиям, обеспечивающим каждому ребёнку возможность обучения с учётом особенностей и потребностей его развития (разделы 1 – 2, 6 – 9); к результатам образования (разделы 10 – 12). материал сгруппирован по направлениям, соответствующим структуре ФГОС как системе требований и обязательств государства по отношению к обществу: много моделей, алгоритмов, которые можно использовать на практике: видение разных специалистов одной школы, детского сада, ППМС центра позволяет увидеть систему работы и оценить её эффективность; умение организовать в образовательном учреждении деятельность коллектива по анализу описанного опыта – свидетельство педагогической компетенции руководителя.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ ГРУППОВАЯ РАБОТА СИСТЕМА ЗАДАНИЙ
включение педагогов в практические ситуации, имитирующие профессиональные проблемы; использование кейсов: рассмотрение большого количества ситуаций или задач, развитие умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление; групповое взаимодействие, позволяющее приобрести навыки аргументации своей позиции, учёта точек зрения разных участников образовательного процесса и членов сообщества; организация самостоятельной работы в логике будущей профессиональной деятельности (для молодых специалистов, студентов).
Материалы помогут организовать сопровождение всех участников образовательного процесса, обеспечить повышение профессиональной и родительской компетентности
необходимость обеспечения комплексной работы, рассчитанной на детей с разным уровнем развития, социального опыта, состояния здоровья; разновозрастное взаимодействие в основе – не возрастная норма, а уровень актуального развития и задачи социализации, включая приобретение навыков самообслуживания, подготовку к трудовой деятельности и семейной жизни тренинги, совместные проекты – отход от классно-урочной системы комплексное сопровождение ребёнка и семьи особые требования к методическому аппарату; к структуре пособий