межрегиональная конференция «Проблемы и перспективы создания региональной системы помощи детям с ограниченными возможностями здоровья раннего и дошкольного возраста» Министерство образования Республики Карелия, Министерство здравоохранения и социального развития Карелии Институт повышения квалификации работников образования Петрозаводский государственный университет Е.Ю. Головинская
Управление Роспотребнадзора по Самарской области Распределение детей дошкольного возраста по группам здоровья группа группа группа 19,4% 68,7% 11,9% МЗиСР Самарской области
Управление Роспотребнадзора по Самарской области Удельный вес детей с нарушениями зрения (% от числа осмотренных) 1.Рост патологии «на старте» – 0,5% в год 2.Прогрессирование заболевания – 2% в год
Управление Роспотребнадзора по Самарской области Удельный вес детей с нарушениями осанки и сколиозами (% от числа осмотренных детей) 1.Рост патологии «на старте» – 1 – 1,5% в год 2.Прогрессирование заболевания – 9% в год
с 2001 года, в сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья сформирована и реализуется образовательная политика, направленная на: обеспечение своевременного (возможно более раннего) выявления и коррекции отклоняющегося развития детей; формирование системы инклюзивного образования, что обеспечивает доступность образования детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе по месту жительства. Деятельность в рамках данной образовательной политики осуществлялась поэтапно Первый этап (2001–2004 годы ) формирование новой структуры системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью, расширение спектра специальных образовательных услуг и форм их предоставления (ранняя помощь, интегрированное и инклюзивное образование)
Второй этап (2005–2008 годы) внедрение результатов 1-го этапа в широкую образовательную практику региона, обеспечение доступности новых форм специального образования.
В губернии есть единственная территория, где этот вопрос решен положительно – г.о. Новокуйбышевск. Здесь очередности в детских садах не существует, поскольку на протяжении ряда лет руководством муниципалитета принимаются грамотные управленческие решения.
Соотношение обращений по возрасту детей Соотношение категорий детей по нарушениям развития
Выпуск детей из СРП
Региональный: областная лаборатория ранней помощи Окружной: территориальные службы ранней помощи Муниципальный: консультационные пункты Местный: группы ранней помощи, кратковременного пребывания, круглосуточного пребывания и др Структура ранней помощи ребенку и семье в системе образования
Консультативный пункт МДОУ детский сад 5 «Филиппок» 2008 – 2011г.
снизилась доля школьников с негрубыми нарушениями развития в общем числе школьников с ограниченными возможностями здоровья (с 64% в 2001–2002 учебном году до 36% в 2009–2010 учебном году); снизился контингент специальных (коррекционных) образовательных учреждений (далее – СКОУ) с чел. в 2001–2002 учебном году до 3897 чел. в 2009–2010 учебном году (снижение на 33%); число СКОУ также сократилось до 18 учреждений в 2009–2010 учебном году против 23 учреждений в 2001–2002 учебном году. Достижения: Проблемы: определение статуса СРП (ФЗ 83); методическое, программное, технологическое и дидактическое сопровождение всех участников коррекционно-развивающего образовательного процесса; обеспечение сопровождения детей с тяжёлыми нарушениями; вовлечение родителей в процесс развития ребёнка