Тема : Внедрение технологий личностно- ориентированого обучения и воспитания в режиме «Школы полного дня»
Тенденции развития современных основ педагогики: изменяется представление о личности учащегося, способной к рефлексии, саморегуляции; изменяется представление о личности учащегося, способной к рефлексии, саморегуляции; личность ученика становится системообразующим началом; личность ученика становится системообразующим началом; подвергается ревизии отношение к ученику как объекту педагогических воздействий, и за ним закрепляется статус субъекта образования; подвергается ревизии отношение к ученику как объекту педагогических воздействий, и за ним закрепляется статус субъекта образования; наряду с социализацией важное значение придается стремлению к самореализации и саморазвитию. наряду с социализацией важное значение придается стремлению к самореализации и саморазвитию.
СубъектОбъект Ребенок, как объект моего воздействи я Я, как педагог, влияю, воздействую Субъект Ребенок, взаимодейс твует со мной Я, взаимодейс твую с ребёнком Система отношений «педагог-ребенок»
Концептуальные положения 1. Центр концепции - Человек 2. Переход в сферу субъект- субъектных отношений 3.Создание условий для раскрытия личностного потенциала 4. Самовоспитание
Ценности личностно- ориентированного воспитания человек культура творчество
Модель личностно- ориентированного обучения и воспитания Развитие личности Развитие личности Учет особенностей Учет особенностей Выделение групп Однородные группы Однородные группы Ребенок- уникальная индивидуальность Ребенок- уникальная индивидуальность
Цель личностно-ориентированного обучения и воспитания : Не только учить, а и поддерживать, развивать человека в человеке и стремиться задействовать механизмы самореализации, саморазвития. Не только учить, а и поддерживать, развивать человека в человеке и стремиться задействовать механизмы самореализации, саморазвития.
Основные понятия ПринципыМетоды Индивидуально сть Личность Самоактуализи рованная личность Самовыражени е Субъект Субъектность Я-концепция Выбор Педагогическа я поддержка Самоактуализ ации Индивидуальн ости Субъектности Выбора Творчества и успеха Доверия и поддержки Диалога Рефлексии Педагогическо й поддержки Диагностическ ие и самодиагности ки Создание ситуации выбора и успеха Личностно-ориентированный подход
Принципы поддержки любить ребенка любить ребенка очеловечить среду, очеловечить среду, в которой он живет прожить в ребенке прожить в ребенке свое детство
Условия реализации личностно-ориентированного подхода Направленность на самоопределение личности Направленность на самоопределение личности Учет личностного развития ребенка Учет личностного развития ребенка Поиск лучших качеств личности Поиск лучших качеств личности Диагностика личности Диагностика личности Прогнозирование развития личности Прогнозирование развития личности
Педагогические технологии на основе личностной ориентации 1.Технология индивидуальной педагогической поддержки в обучении 2.Педагогика сотрудничества. 3.Инновационная деятельность (работа ШПД, ЭД, ДО)
Требования к личностно-ориентированным технологиям диалогичность диалогичность деятельно-творческий характер деятельно-творческий характер поддержка индивидуального развития ребенка поддержка индивидуального развития ребенка предоставление пространства свободы (в меру позволительного !!!!) предоставление пространства свободы (в меру позволительного !!!!)
Алгоритм внедрения личностно-ориентированной технологии 1.Определение цели 2. Анализ ведущего противоречия 3. Выявление особенностей общего развития личности 4. Определение доминирующего вида деятельности 5. Определение задач и способов деятельности
Этапы индивидуальной работы 1 этап- диагностирование 2 этап - 2 этап -наблюдение и изучение 3 этап –проектирование развития 4 этап –определение системы воздействий 5 этап -коррекция
Педагогическая позиция Принцип: не рядом и не над, а вместе Линия поведения: максимально развернуть возможности личностного роста Взгляд на ребенка как на партнера Способы общения: понимание, признание ребенка, эмпатия
Эмпатия умение не просто понимать человека и сочувствовать ему, но и полностью проникать в его внутренний мир и ощущать конкретную ситуацию на себе. Это редкий дар смотреть на мир чужими глазами и принимать чью- то точку зрения. Эмпатией просто обязаны обладать педагоги, врачи, психиатры и все те, кто по своей работе сталкиваются с людьми.
В обучении и воспитании всё дело в том, кто учитель и воспитатель! Д. Писарев
Спасибо за внимание!