Иррациональные уравнения 10 класс Подготовила учитель математики СОШ 14 г. Северодонецка Афанасьевская Н.И.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Иррациональные уравнения Урок алгебры и начал анализа 11 класс Учитель: Вязовченко Н.К. © Vyazovchenko N.K
Advertisements

Иррациональные уравнения Урок алгебры и начал анализа 11 класс Учитель: Вязовченко Н.К. © Vyazovchenko N.K
Определение. Уравнение с одной переменной f(x) =g (x) называют иррациональным, если хотя бы одна из функций f(x) или g (x) содержит переменную под знаком.
Иррациональные уравнения. Функциональный метод решения. Лекция 3. Автор : Чипышева Людмила Викторовна, учитель математики МОУ Гимназии 80 г. Челябинска.
Уравнения Содержание 1 Понятие уравнения и его свойства 2 Методы решения уравнений Метод разложения на множители Метод введения новой переменной Функционально-графический.
Иррациональные уравнения лекция 1. Автор : Чипышева Людмила Викторовна, учитель математики МОУ Гимназии 80 г. Челябинска.
Определение:Иррациональными называются уравнения, в которых переменная содержится под знаком корня( радикала)
12 класс экстернат. Корень п – ой степени. Определение квадратного корня из числа а Это такое число, квадрат которого равен а Обозначение:
1. Алгебраические методы решения Если исходить из определения неравенства, в котором в обеих частях записаны выражения с переменной, то при решении неравенств.
Иррациональные уравнения. Определение Иррациональное уравнение – уравнение, в котором неизвестная величина находится под знаком радикала.
Выполнила Обухова А.А. ученица 8Б класса школы год.
/МЕТОД МАЖОРАНТ/ ПОДГОТОВКА К ЕГЭ. Применим для задач в которых множества значений левой и правой частей уравнения или неравенства имеют единственную.
Иррациональным называется уравнение, в котором переменная содержится под знаком корня. Решаются такие уравнения возведением обеих частей в степень. При.
Иррациональныеуравнения. Определение Методы решения: I) Возведение обеих частей уравнения в одну и ту же степень. II) Оценка ОДЗ. III) Замена переменной.
Содержание 1. Определение 2. Свойства модуля 3. Уравнение вида |f(x)| = a 4. Уравнение вида |f(x)| = g(x) 5. Уравнение вида |f(x)| = |g(x)| 6. Метод замены.
Тема урокаТема урока: Решение иррациональных уравнений.
«Числа управляют миром», «Числа управляют миром», говорили пифагорейцы. Но числа дают возможность человеку управлять миром, и в этом нас убеждает весь.
Познакомиться с аналитическими методами решения иррациональных неравенств. Отработать первичные умения и навыки решения иррациональных неравенств.
Ребята, не так давно мы с вами изучили новое множество чисел - иррациональные числа. Мы договорились называть любое число содержащее корень квадратный.
§ 10. Показательная и логарифмическая функции. Показательная функция Логарифмы Логарифмическая функция.
Транксрипт:

Иррациональные уравнения 10 класс Подготовила учитель математики СОШ 14 г. Северодонецка Афанасьевская Н.И.

Иррациональные уравнения. 10 класс Афанасьевская Н.И СОШ14 - познакомиться с понятием иррационального уравнения; - рассмотреть методы и способы решений иррациональных уравнений; - совершенствовать свои умения и навыки самоконтроля и самооценки при решении уравнений; - формировать волевые качества своего характера, настойчивость, целеустремленность. Предлагаю: Желаю успеха!

Иррациональные уравнения. 10 класс Афанасьевская Н.И СОШ14 Иррациональные уравнения Определение: Иррациональными называются уравнения, в которых переменная содержится под знаком корня (радикала). Например:

Иррациональные уравнения. 10 класс Афанасьевская Н.И СОШ14 Какие из уравнений являются иррациональными? а) х + х = 2 ; б) х + х = 0 ; в) х 7 = 11+х ; г) у² = 4; д) у + у² + 9 = 2 ; е) х – 1 = 3.

Иррациональные уравнения. 10 класс Афанасьевская Н.И СОШ14 Иррациональные уравнения рассматриваются только в области действительных чисел. При решении иррациональных уравнений необходимо учитывать свойства корня n-ой степени: если имеем, то а 0, если имеем,то. для всех а 0;,если а 0;, если а 0.

Иррациональные уравнения. 10 класс Афанасьевская Н.И СОШ14 Докажите, что уравнения не имеют решений 1. ; 2. ; 3. ; 4. ; 5. ; 6.

Иррациональные уравнения. 10 класс Афанасьевская Н.И СОШ14 Решение 1. В левой части имеем арифметический квадратный корень, который есть неотрицательное число, правая часть – отрицательное число. Следовательно, уравнение решений не имеет. 2. Найдем ОДЗ: При х -2 выражение положительное, а выражение неотрицательное, а их сумма может быть только положительным числом, т.к. правая часть уравнения строго больше нуля, а правая равна нулю. Получили неверное равенство. Следовательно, уравнение решений не имеет. 3. Найдем ОДЗ: Уравнение не определено на множестве действительных чисел, поэтому решений нет.

Иррациональные уравнения. 10 класс Афанасьевская Н.И СОШ14 Решение 4. Найдем ОДЗ: Если х -1, то х , поэтому отрицательное число. Исходное уравнение не верное, поэтому решений не имеет. 5. Найдем ОДЗ: 6. Найдем ОДЗ: Для любого х из ОДЗ имеем верное неравенство 0 х-3 х+9. Учитывая монотонность функции, имеем, что Левая часть исходного уравнения отрицательная, а правая - положительная. Поэтому исходное уравнение решения не имеет.

Иррациональные уравнения. 10 класс Афанасьевская Н.И СОШ14 Теоремы 1. Если n > 0 – нечетное число, n=2k+1, то уравнения А n (х) = В n (х) и А(х) = В(х) равносильные (эквивалентные). 2. Если n > 0 – четное число, n=2k, то корни уравнения А n (х) = В n (х) удовлетворяют хотя бы одно из уравнений: А(х) = В(х) или А(х) = -В(х).

Иррациональные уравнения. 10 класс Афанасьевская Н.И СОШ14 Посторонние корни Основными причинами появления посторонних корней является возведение обеих частей уравнения в одну и ту же чётную степень, расширение области определения и др. По этим причинам необходимой частью решения иррационального уравнения является проверка, либо использование области определения заданного уравнения.

Иррациональные уравнения. 10 класс Афанасьевская Н.И СОШ14 Простейшие способы решения иррациональных уравнений Преобразовать обе части уравнения к виду Возвести обе части в n-ую степень Учитывая, что получаем: Решить полученное уравнение и выполнить проверку (или ОДЗ) 1.Возведение в одну степень обеих частей уравнения

Иррациональные уравнения. 10 класс Афанасьевская Н.И СОШ14 Решение уравнения с радикалом четной степени Решим уравнение: Уединим радикал: Возведем обе части уравнения в квадрат : Решим квадратное уравнение : D = 49, х = -3, х = 4. Тогда : Проверка : Ответ : х=4.

Иррациональные уравнения. 10 класс Афанасьевская Н.И СОШ14 Решение уравнения с радикалом нечетной степени Решим уравнение: Уединим радикал: Возведем обе части уравнения в 7 степень : Решим полученное уравнение : Ответ : х=-133.

Иррациональные уравнения. 10 класс Афанасьевская Н.И СОШ14 Если квадратных корней в иррациональном уравнении много, то приходится возводить в квадрат несколько раз:

Иррациональные уравнения. 10 класс Афанасьевская Н.И СОШ14 Проверка

Иррациональные уравнения. 10 класс Афанасьевская Н.И СОШ14 Решите уравнения Ответы : 1) 4/3; 2) 6; 3) -1:1; 4) 0; 5) 3;7.

Иррациональные уравнения. 10 класс Афанасьевская Н.И СОШ14 2.Метод замены переменной Ввести новую переменную. Решить уравнение, отбросить посторонние корни..Вернуться к первоначальному неизвестному. Чаще всего в качестве новой переменной используют входящий в уравнение радикал. Введение вспомогательной переменной в ряде случаев приводит к упрощению уравнения. При этом уравнение становится рациональным относительно новой переменной.

Иррациональные уравнения. 10 класс Афанасьевская Н.И СОШ14 Пример Пусть тогда исходное уравнение примет вид: у 1 = -7, посторонний у 2 = 6 Решим уравнение получим : х = 3, х = - 4,5 Ответ: х = 3; х = - 4,5.

Иррациональные уравнения. 10 класс Афанасьевская Н.И СОШ14 Решить уравнение Решение Пусть Тогда

Иррациональные уравнения. 10 класс Афанасьевская Н.И СОШ14 Возвращаемся к замене Ответ: х = 1 или х = - 6.

Иррациональные уравнения. 10 класс Афанасьевская Н.И СОШ14 3. Метод равносильных преобразований при решении иррациональных уравнений равносильны системе Уравнения вида равносильны системе

Иррациональные уравнения. 10 класс Афанасьевская Н.И СОШ14 Решим методом равносильных преобразований 1. Решение. Перейдем к системе равносильной данному уравнению Ответ: х=2 2. Решение. Запишем систему, равносильную исходному уравнению: Ответ: х=3.

Иррациональные уравнения. 10 класс Афанасьевская Н.И СОШ14 3. Перепишем данное уравнение в таком виде: Казалось бы, х=3-корень уравнения, но 3 не входит в область определения. Данное уравнение равносильно системе: Исходное уравнение равносильно такому: Ответ: х=0, х=5.

Иррациональные уравнения. 10 класс Афанасьевская Н.И СОШ14 При решении уравнений вида или выполняем возведение в куб обеих частей уравнения, используя формулу или

Иррациональные уравнения. 10 класс Афанасьевская Н.И СОШ14 Пример 1. Решите уравнение : Решение: Возведем обе части уравнения в куб. Имеем: По условию. Полученное уравнение имеет вид: Возведем обе части уравнения в куб. Получим: Выполним проверку. х=0 – посторонний корень. Ответ: х=1.

Иррациональные уравнения. 10 класс Афанасьевская Н.И СОШ14 Пример 2. Решите уравнение Решение Возведем обе части уравнения в куб. Имеем: учитывая, что имеем: Выполним проверку: х=-6-посторонний корень Ответ: х=1.

Иррациональные уравнения. 10 класс Афанасьевская Н.И СОШ14 4. Метод пристального взгляда Этот метод основан на следующем теоретическом положении: Если функция возрастает в области определения и число входит в множество значений, то уравнение имеет единственное решение. Для реализации метода, основанного на этом утверждении требуется: Выделить функцию, которая фигурирует в уравнении. Записать область определения данной функции. Доказать ее монотонность в области определения. Угадать корень уравнения. Обосновать, что других корней нет. Записать ответ.

Иррациональные уравнения. 10 класс Афанасьевская Н.И СОШ14 Пример 1 Наличие радикалов четной степени говорит о том, что подкоренные выражения должны быть неотрицательными. Поэтому сначала найдем область допустимых значение переменной х Очевидно, что левая часть уравнения не существует ни при одном значении неизвестного х. Таким образом, вопрос о решении уравнения снимается – ведь нельзя же осуществить операцию сложения в левой части уравнения, так как не существует сама сумма. Каков же вывод? Уравнение не может иметь решений, так как левая часть не существует ни при одном значении неизвестного х.

Иррациональные уравнения. 10 класс Афанасьевская Н.И СОШ14 Пример 2 Рассмотрим функцию Найдем область определения данной функции: Данная функция является монотонно возрастающей.

Иррациональные уравнения. 10 класс Афанасьевская Н.И СОШ14 Для эта функция будет принимать наименьшее значение при,а далее только возрастать. Число 5 принадлежит области значения, следовательно, согласно утверждению Проверкой убеждаемся, что это действительный корень уравнения.

Иррациональные уравнения. 10 класс Афанасьевская Н.И СОШ14 Тематический тест «Решите уравнение» 1. Решить уравнение: А. -3;4. Б. -3. В. -3;4;6. Г Найдите сумму корней (или корень, если он один) уравнения А. 5. Б. 4. В. 1. Г. 0. Д Решите уравнение Если уравнение имеет один корень, запишите его в ответ. Если уравнение имеет несколько корней, то запишите в ответ их произведение.

Иррациональные уравнения. 10 класс Афанасьевская Н.И СОШ14 Использованные ресурсы 1.Довгаль Г. Ірраціональні рівняння і нерівності // Математика. – (445). – С Котовнюк М.М. Алгебра та початки аналізу. 11 клас / М.М. Котовнюк, В.А. Ясінський, С.М. Бак. – Х.: Основа, – 288 с. 3. Мерзляк А. Г. Алгебра і початки аналізу: підруч. для 10 кл. загальноосвіт. навч. закладів: профільний рівень / А.Г. Мерзляк, Д.А. Номіровский, В.Б. Полонський, М.С. Якір. – Х.: Гімназія, – 416 с. 4. Мерзляк А.Г. Алгебраический тренажер: пособие для школьников и абитуриентов / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – К.: А.С.К., – 320 с. 5. Нелін Є.П. Алгебра і початки аналізу: підруч. для 10 кл. загальноосвіт. навчальн. закладів: профільн. рівень / Є. П. Нелін. – Х.: Гімназія, – 416 с. 6. Шпаківський В. Деякі ірраціональні рівняння // Математика. – (316). – С Штиволока О. Ірраціональні вирази та рівняння // Математика. – (507). – С Досье школьного учителя математики Иррациональные уравнения Иррациональные уравнения.