КЕЙС-МЕДОД: ИСТОРИЯ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА В ОБРАЗОВАНИИ Бирюкова Т.И., к.п.н., доцент кафедры иностранных языков с курсом латинского языка СтГМА
Классическое образование Постклассическое образование Массовость Стабильность Традиционализм Завершённость Нормативность Цель Результат - знания Индивидуальность Неустойчивость Инновации Непрерывность Творчество и неповторимость Самоцель Результат – компетентность, самостоятельность
Метод, интегрированный в кейс-метод Характеристика его роли в кейс-методе Моделирование Построение модели ситуации Системный анализ Системное представление и анализ ситуации Мысленный эксперимент Способ получения знания о ситуации посредством её мысленного преобразования Методы описания Создание описания ситуации Проблемный метод Представление проблемы, лежащей в основе ситуации Метод классификации Создание упорядоченных перечней свойств, сторон, составляющих ситуации Игровые методы Представление вариантов поведения героев ситуации «Мозговая атака» Генерирование идей относительно ситуации Дискуссия Обмен взглядами по поводу проблемы и путей её решения
Структура кейса При всем многообразии видов кейсов, все они имеют типовую структуру. Как правило, кейс включает в себя: Ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни Контекст ситуации – хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации Комментарий ситуации, представленный автором Вопросы или задания для работы с кейсом Приложения
Этапы разработки кейса Определение места кейса в системе образовательных целей Поиск институциональной системы, которая будет иметь непосредственное отношение к теме кейса Построение или выбор модели ситуации Создание описания Сбор дополнительной информации Подготовка окончательного текста Презентация кейса, организация обсуждения
Знакомство с содержанием кейса Предварительное обсуждение кейса Выступление студентов Подведение итогов преподавателем Формирование рабочих подгрупп на 3-5 человек Выбор модератора Выбор каждой темы каждой подгруппой* Комментарии преподавателя об объеме работ Объявление темы занятия Стадия организации работы над кейсом
Изучение учебного материала разделов курса В аудитории Во внеучебное время Анализ ситуационной задачи в каждой подгруппе Разработка плана ситуационного анализа Обсуждение между членами подгруппы Принятие решений Техническая работа над кейсом Согласование действий с другими подгруппами Координация задач преподавателем Оформление решений Рабочая стадия работы над кейсом
Завершающая стадия работы над кейсом Выступления модераторов Участие в обсуждении студентов других подгрупп Участие в обсуждении преподавателя Подведение итогов занятий Формулирование выводов студентами Оценка работы преподавателям каждой подгруппы Комментарий преподавателя
Результаты работы с кейсом Учебные результаты Образовательные результаты Освоение новой информацииСоздание авторского продукта Освоение методов сбора данных Образование и достижение личных целей Освоение метода анализаПовышение уровня профессиональной компетентности Умение работать с текстомПоявление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем Соотнесение теоретических и практических знаний