Лекция 5. Психология эмоций и воли. Стресс и фрустрация.
Эмоции - это непосредственное пристрастное переживание жизненного смысла явлений и ситуаций. Основная функция эмоций – приспособительная, её составляющие: побуждающая, коммуникативная, следообразующая ( формирование эмоциональной памяти )
Функции эмоций Оценочная – связана с оценкой субъективной зависимости для человека, окружающих предметов, явлений, событий, собственных мыслей; Сигнальная – эмоции, чувства сигнализируют человеку о состоянии его потребностей; Побудительная – эмоции выступают как мощные источники; Коммуникативная – мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям.
Теории эмоций Теория Джеймса-Ланге предполагает, что вначале возникает реакция организма на какую-то ситуацию, которая затем переживается нами как определенная эмоция. По мнению Джемса, "мы грустим потому что плачем, злимся потому что наносим удар, боимся потому что дрожим".
Теории эмоций Теория Кэннона-Барда подвергает сомнению названную теорию – многим различным эмоциям соответствуют одинаковые физиологические состояния и только от индивида зависит, как он истолкует это состояние и какой знак - положительный или отрицательный- ему припишет.
Теории эмоций Информационная теория П. Симонова устанавливает зависимость между возникновением эмоции определенной окрашенности и выраженности и степенью информированности индивида о возможности удовлетворения какой-либо потребности.
Классификация эмоций Самая простая из существующих классификация эмоций : переживаемые индивидом как отрицательные (Идиосинкразия) переживаемые индивидом как положительные (Амбивалентность) Также существует деление эмоций на стенические (активизирующие человека, повышающие его готовность к деятельности) астенические (расслабляющие, утомляющие человека, вызывающие заторможенность).
Трёхмерная теория чувств - Классификация В. Вундта три качества или «измерения» чувства - удовольствие - неудовольствие; - напряжение - разряжение; - возбуждение - торможение.
К. Изард выделяет следующие фундаментальные эмоции: интерес-волнение радость удивление горе-страдание гнев отвращение презрение стыд вина
Б.Додонов – классификация эмоций: альтруистические эмоции (желание помогать людям); коммуникативные эмоции (возникающие при общении); глорические эмоции (связанные с потребностью в самоутверждении); праксические эмоции (связанные с успешностью деятельности); пугнические эмоции (связанные с ситуациями опасности); романтические эмоции (стремление к необычайному, новому); гностические эмоции (возникающие в познании); эстетические эмоции (связанные с восприятием произведений искусства); гедонистические эмоции (связанные с потребностью в удовольствии, удобствах); акизитивные эмоции (связанные с интересом к накоплению, коллекционированию).
Эмоциональные состояния: Эмоциональный тон – это обобщенная эмоциональная окраска, оценка ситуации. Эмоциональный тон позволяет человеку быстро реагировать на новые сигналы, сводя их к общему знаменателю: полезно-вредно Настроение – эмоциональное состояние, характеризующееся длительностью, окрашивающее все поведение человека. Настроение является эмоциональной реакцией на значение событий для жизни человека. Оно зависит от общего состояния здоровья, от тонуса нервной системы Аффект – сильная, кратковременная вспышка эмоций, связанная с резким изменением важных для субъекта жизни обстоятельств и сопровождаемые резковыраженными двигательными правлениями, изменениями в функциях внутренних органов;
Эмоциональные состояния: Стресс – это эмоциональное состояние, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Ганс Селье выделял три этапа стресса: мобилизация защитных свойств организма; стабилизация; истощение Фрустрация (с лат. неудача) – стресс рухнувшей надежды. Фрустрация сопровождается отрицательными эмоциями, способна дезорганизовывать сознание Страсть – это сильное, стойкое всеобхватывающее чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека.
Фрустрация глубоко переживаемое эмоциональное состояние, возникшее под влиянием неудач, имевших место при завышенном уровне притязаний личности состояние острого переживания неудовлетворенной потребности, осознание невозможности достижения какой-либо значимой цели. Факторы, вызывающие это состояние, называются фрустраторами, а ситуации, в которых это состояние возникает, называют фрустрационными ситуациями.
Стресс - реакция на изменение условий жизни, процесс адаптации к новой ситуации, "неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование" (Селье). 1) физиологический, вызываемый излишними физическими нагрузками; 2) психологический, обусловленный сложными отношениями с окружающими; 3) информационный, порожденный избытком, недостатком или бессистемностью жизненно важной информации; 4) управленческий, обусловленный высокой ответственностью за последствия принимаемых решений, особенно в условиях недостатка времени; 5) эмоциональный, проявляющийся в ситуациях угрозы, опасности, неожиданной радости.
фазы развития общего синдрома адаптации реакция тревоги - на этой стадии возбуждается симпатическая нервная система и надпочечники выбрасывают в кровь "гормоны стресса" - адреналин и норадреналин; фаза сопротивления - на этой стадии происходит мобилизация всего организма для преодоления стрессовой ситуации; фаза истощения - эта фаза наступает, если стрессовые ситуации наступают слишком часто и организм не успевает восстановить свои силы между стрессами.
Воля сознательная организация и саморегуляция человеком своей деятельности и поведения, направленная на преодоление трудностей при достижении поставленных целей
Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций Побудительная функция обеспечивается активностью человека. Тормозная функция, выступающая в единстве с побудительной функцией, проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности.
Качества волевой личности самостоятельность решительность настойчивость упорство выдержка самообладание сила воли целеустремленность инициативность
Важнейшие звенья волевого акта - принятие решения и исполнение Волевой акт вызывает особое эмоциональное состояние - волевое усилие: Это - форма эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека (память, мышление, воображение и др.), создающего дополнительные мотивы к действию и переживаемого как состояние значительного напряжения.
Тренинг анализа эмоциональных и волевых состояний