Какова роль учителя в системе образования на сегодняшний день? Материалы к педсовету подготовлены зам. директора по УВР ДарьинойО.А.
Каким быть учителю? Учитель на сегодняшний день должен обладать интегральными качествами, представляющими собой единство: педагогической компетентности (предметные, технологические, психолого-педагогические знания и умения); педагогического мастерства (высокий уровень владения педагогическими, проектно- исследовательскими, коммуникативными навыками); индивидуального имиджа.
Каким хотят видеть учителя родители и дети? (по результатам исследований) 1. Профессиональным. 2. Доброжелательным. 3. Внимательным. 4. Справедливым. 5. Понимающим. 6. Уважающим ученика. 7. Жизнерадостным. 8. Интересным. 9. Эмоционально привлекательным. 10. Способным к сотрудничеству.
Роль учителя в системе сотрудничества с семьей. Существуют факторы, тормозящие развитие сотрудничества со стороны педагогов: авторитарный характер действий; неумение трансформировать современные социальные требования и установки, направленные на решение педагогических задач; низкая педагогическая культура учителя; статичность педагогической позиции; неспособность объективно оценивать воспитательный потенциал семьи; нежелание работать с родителями, предвзятое отношение к ним.
Роль родителей в системе сотрудничества со школой. С позиции родителей продуктивность сотрудничества сдерживается следующими факторами: низкая общая и педагогическая культура; недооценка роли сотрудничества в воспитательном процессе; отсутствие должного внимания к воспитанию детей; субъективный подход к оценке поведения и черт характера ребенка; переоценка своих воспитательных возможностей.
Условия для сотрудничества учителя и родителя 1. Взаимная заинтересованность сторон в реализации конкретных педагогических целей. 2. Открытость и взаимное доверие. 3. Взаимопомощь. 4. Совместные усилия в решении образовательных и воспитательных проблем.
Уровни взаимодействия учителей и родителей. 1. Оптимальный или благоприятный уровень. 2. Благоприятно-неустойчивый уровень. 3. Нейтральный уровень взаимодействия. 4. Несогласованный уровень взаимодействия. 5. Неблагоприятный или конфликтный уровень.
Оптимальный или благоприятный уровень. Характеризуется целесообразностью и содержательностью, взаимопониманием и демократическим стилем общения. При таком уровне взаимодействия учитель четко определяет режим общения с родителями, положительно относится к ребенку и его семье, профессионально компетентен. Родители регулярно посещают родительские собрания, беседы и внеклассные мероприятия, активно участвуют в дискуссиях, охотно делятся своим педагогическим опытом при критичном отношении к нему. Этот уровень взаимодействия предполагает высокую степень развития ценностной ориентации учителя, с одной стороны, и творческий характер и инициативность учителя во взаимодействии – с другой.
Благоприятно – неустойчивый уровень Ему характерны доброжелательность и открытость, стремление создать все условия для развития детей. Однако по ряду вопросов между учителем и родителями иногда нет полного взаимопонимания, вследствие чего на какое-то время родители теряют интерес к «школьной жизни», реже посещают школу.
Нейтральный уровень взаимодействия Отличается относительной свободой и нерегламентированностью (пришел – хорошо, не пришел – ну и ладно). Взаимодействие учителя с родителями ситуативно, скоротечно и не отличается взаимной заинтересованностью в совместной деятельности.
Несогласованный уровень взаимодействия Характеризуется стремлением представить свою точку зрения по вопросам обучения и воспитания как единственно правильную. Общение носит, как правило, рекомендательный характер. Рассогласованность взглядов и планов, требований и оценок учителя и родителей не благоприятствует развитию ученика. Сами же учителя и родители сдерживают внутренний конфликт, что порождает у них чувство тревожности.
Неблагоприятный или конфликтный уровень взаимодействия Характеризуется преобладанием эмоциональности над чувством ответственности. Учитель и родители регулярно выясняют отношения, высказывают недовольство друг другом, сомнения в педагогической компетентности друг друга. Любой просчет партнера воспринимается как доказательство несовершенности его знаний, взглядов или действий. Такой тип взаимодействия оказывает негативное влияние на развитие школьника, порождает чувство его незащищенности и вины.
КАКОВА ЖЕ РОЛЬ УЧИТЕЛЯ СЕГОДНЯ? В ЧЕМ ЕГО МИССИЯ? Практика показывает: сегодня нужен не учитель – «адаптант», умеющий приспособиться к «требованиям» общества, а учитель «творянин» (А. Вознесенский), ПРОЕКТИРОВЩИК СОБСТВЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СУДЬБЫ, ХРАНИТЕЛЬ ЖИЗНИ, РАЗУМА И ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛЮБВИ!