Общение (значение темы) Ведущий вид деятельности, особенно в юношеском возрасте Не решена проблем соотношения деятельности и общения Помогает в профессиональной деятельности (приковывать внимание, распознавать ложь, настраивать собеседника)
Общение (задачи темы) Охарактеризовать общение как своеобразную деятельность; сформировать научные знания о структуре и закономерностях; Повысить компетентность в области общения; Развивать внимательность и толерантность по отношению друг к другу
Игра «Грека» «Ехал грека через реку, видит грека – в реке – рак, сунул грека руку в реку – рак за руку грека цап»
Общение Общение - обмен и обогащение информацией, суждениями, оценками, чувствами. Коммуникация – обмен без обогащения
Коммуникация
Общение
Общение как деятельность
Структура общения как деятельности: Обе стороны субъекты! Цель общения: (его функции) Мотивы (интересы, потребности, соц установки…) Средства: вербальное и невербальное общение Действия : (активное слушание, внимательность, невнимательность…) Результат: обогащение
Виды общения общение вербальноеневербальное
Общение Слова 7% Голос 38% Язык тела 55%
голос интонацияпаузы ритм тембр
Язык тела Жесты позы мимика Изменение температуры тела Прилив крови Изменение размера зрачка
Улыбка
Невербальное общение – жесты. Например, рассмотрим разницу в интерпретации разными нациями таких трех типичных жестов, как кольцо из пальцев руки, поднятый вверх большой палец и V – образный жест.
Встреча Олега с волхвом. В. Васнецов
Караваджо. Игроки в карты. (жесты, мимика, позы))
П. Рубенс. Четыре евангелиста.
П.Рубенс. Христос в доме Марфы и Марии-Магдалины
П. Рубенс. Четыре философа.
Д.Левицкий. Портрет Хрущевой и княжны Хованской.
А. Лосенко. Владимир и Рогнеда
Э.Делакруа. Клеопатра и крестьянин.
Леонардо да Винчи. Мадонна с младенцем и святой Анной.
Функции общения
Получения знаний
Передача опыта
Усвоение ценностей
Оценка поступков и отношений
Усвоение правил поведения
Развитие интересов
Работа с документом. «Типы поведения в процессе общения» В. Сатир – современный американский психолог-гуманист, основоположница семейного консультирования. Вопросы и задания 1. С какими важнейшими направлениями человеческой деятельности автор сравнивает общение по своей значимости? 2. Что вы узнали из данного текста о типах поведения в процессе общения? К какому типу поведения людей вы могли бы отнести себя? 3. Как вы понимаете выражение: «При общении человек посылает двойные сигналы»? 4. Приведите примеры вербального и невербального общения в вашем окружении.
Общение. Нарушение общепринятых норм общения приводит к конфликту. Конфликт – нарушения правил поведения в межличностных отношениях. Причина: низкая культура общения: Правила хорошего слушания (стр 44МР)
Э.Делакруа. Свобода, ведущая народ на баррикады
Маковский. Ссора из-за карт
Детский конфликт
Конфликт с коллегой на работа
Многообразия общения: С реальными объектами С иллюзорным партнером С воображаемым партнером
Выводы: Что такое общение? В чем суть спора по вопросу о соотношении общения и деятельности