Л. Ю. Сенькив, заместитель директора по учебной работе, руководитель стажерской площадки по опережающему введению ФГОС
« Если бы в кабинете у врача, юриста или дантиста одновременно собрались 40 человек с разными желаниями и потребностями, а некоторые, не имея желания там находиться, постоянно мешали бы ему работать, а врач, юрист или дантист должен был бы в течение 9 месяцев, применяя все свое мастерство, добиться высоких профессиональных результатов, вот тогда, возможно, он бы получил некоторое представление о работе школьного учителя » ( Дональд Д. Куинн ).
актуальный [ от лат. actualis - деятельный ] обязательно закладывает основания для будущего
Урок не может не меняться! Аргументы в пользу этого утверждения: Появились федеральные государственные образовательные стандарты. Утвержден новый Федеральный Базисный учебный план. Внедряются информационные технологии. Устанавливается общественный договор между родителями и государством об оказании образовательных услуг.
Формирование предметных результатов Формирование универсальных учебных действий Создание комфортной среды Смена видов деятельности Учить ученика самого добывать знания ( обучение в деятельности )
Результатом современного урока должно стать формирвание: Предметных результатов; Метапредметных : включающих регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия; Личностных результатов; Универсальные учебные действия определяются программой формирования универсальных учебных действий
Учитель должен помнить о том, что на уроке : Ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задач ; Это происходит лишь при построении урока с учетом системно - деятельностного подхода ; При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский или практико - преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения.
Критерии эффективности современного урока Обучение через открытие Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности. Наличие дискуссий, обсуждений Развитие личности Способность ученика проектировать предстоящую деятельность Демократичность, открытость Осознание учеником деятельности : Моделирование затруднений и поиск путей их решения. Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения Педагог управляет деятельностью учащегося.
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА : 1. Организационный 2. Целевой 3. Мотивационный –. 4. Коммуникативный. 5. Содержательный 6. Технологический 7. Контрольно - оценочный 8. Аналитический
Отличие традиционного урока от современного урока Триединая цель урока План- конспект Преобладающая фронтальная форма обучения Методы и приемы обучения Типы уроков Традиционный Современный ( в условиях введения ФГОС Системно –деятельностный подход в обучении Обучение через деятельность Формируются УУД, предметные и метапредметные, личностные результты; Учитель проектирует урок Технологическая карта урока Практический опыт деятельности
КритерииТрадиционный урокУрок в условиях введения ФГОС Цель :Формирование ЗУНРазвитие личности Ведущий тип деятельности Репродуктивный, воспроизводящий Исследовательский, продуктивный, творческий Способ усвоения материала Деятельность по образцуМыслительная деятельность, рефлексия КонтрольКонтроль и самоконтроль усвоения нового материала Самооценка, рефлексия результатов деятельности ЦелеполаганиеОпределяет учительОпределяют ученик и учитель по согласованию
Проектирование – это процесс создание проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта ( урока ). Умение проектировать – это способность к целеполаганию и распределению целей, организации и анализу деятельности. Цель – идеальный образ будущего результата, который можно проверить. Проект – это детальное описание процесса достижения цели.
аналитико- диагностический информационно- методический прогностический проектировочно-координационный
ЦЕЛИСОДЕРЖАНИЕСРЕДСТВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕЗУЛЬТАТ
постановка целей, постановка целей, уточнение типа урока, уточнение типа урока, отбор содержания урока, выбор методов обучения, выбор методов обучения, определение структуры урока определение структуры урока ПРОЕКТ УРОКА
Основные способы определения целей обучения по М.В.Кларину
1. Обозначение учебных целей 2. Согласование целей 3. Построение « древа целей »4. Предъявление целей
Реальны, достижимы, конкретны Соотносимы с типом и содержанием урока Личностно ориентированы Сформулированы продуктивно, т. е. « от ученика »
Буду знать ; Буду уметь ; Приобрету навык ; Смогу поразмыслить ; Задумаюсь о … Смогу сделать
Узнаю ; Вспомню ; Повторю ; Научусь ; Закреплю : поупражняюсь ; Поразмыслю ; Покажу
1. Учитель читает текст свежим взглядом. 2. Определение художественной задачи текста, жанра текста. 3. Формулирование целей урока. 4. Формулирование темы урока. 5. Определение типа урока. 6. Выбор вида первичного чтения. 8. Выстраивание этапа перечитывания. 9. Продумывание обобщающей беседы. 10. Продумывание этапа работы с текстом после чтения. 11. Выбор домашнего задания
Источник дополнительной информации ; Современное оформление урока Использование электронных образовательных ресурсов Использование различных способов получения и усвоения основной образовательной программы Рациональное использование времени урока Оптимизация труда учителя
Л. Ю. Сенькив, заместитель директора по учебной работе, руководитель стажерской площадки по опережающему введению ФГОС