Подготовила учитель информатики МСОШ 34 Багуманова Э.А.
Под одаренностью чаще всего имеется в виду высокий уровень развития способностей, как общих (умственных), так и специальных. В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. Талантливый - это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями (С.И. Ожегов) В психологии же под одаренностью понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним.
Модель одарённости, разработанная американским исследователем Дж. Рензулли : интеллектуальные способности (превышает средний уровень); креативность; настойчивость (мотивация, ориентированная на задачу).
Модель одарённого ребенка личность, здоровая физически, духовно-нравственно и социально; личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющая средствами и способами исследовательского труда; личность, способная осуществить самостоятельно продуктовую деятельность; личность, способная реализовать в жизни «Я – концепцию», способная к саморазвитию и самоизменению; личность, обладающая разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры; личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения; личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей;
Признаки, отличающие одарённых учеников: отличная память; способность классифицировать информацию; умение пользоваться накопленными знаниями; большой словарный запас, использование в речи сложных синтаксических конструкций; повышенная концентрация внимания; умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно найти новые источники информации; настойчиво преследуют поставленные перед ними цели предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры.
Условия для развития познавательной деятельности учащихся своевременное выявление интеллектуальных способностей; качество содержания программного материала; уровень профессиональной компетенции; использование современных технологий обучения; отбор эффективных методов и приёмов обучения, форм организации учебного процесса.
Этапы развития творческих способностей одаренных детей 1 этап. Учащиеся 5-8 классов Основная цель: формирование интеллектуальных, информационно- учебных и специальных навыков и умений. Формы организации обучения: урок, факультативные занятия, творческие конкурсы (телекоммуникационная викторина, конкурс сочинений, рисунков и т. д.), внеклассные мероприятия. 2 этап. Учащиеся 9 класса Основная цель: развитие интеллектуальной и творческой сфер. Формы организации обучения: урок в различных его модификациях, факультативные занятия, творческие конкурсы, олимпиады, реферативные работы. 3 этап. Учащиеся классов Основная цель: способствовать профессиональному самоопределению одаренных детей. Формы организации обучения: активные формы урока (семинар, тематический зачет, защита коллективных рефератов, лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция-консультация), индивидуально-групповые занятия, олимпиады различных уровней, творческие, научно- исследовательские работы.
Система работы со способными детьми Направления деятельности Содержание деятельности Механизм реализации 1Ищем способных! Анализ наклонностей и способностей детей Организация дифференцированного обучения 2Учимся интересно! Активное включение учащихся в качественно новую предметную среду Использование приёмов педагогической техники, современных технологий, проведение нестандартных уроков 3 Развиваем способности! Формирование и развитие предметной направленности Организация творческой, проектной деятельности учащихся 4 Работаем на результат! Создаем личные достижения! Достижение результатов Организация работы по созданию портфолио ученика
Ниже перечислены личностные черты и деловые качества, которые учитель встречает у своих учеников Отметьте знаком «+» те свойства, которые Вам нравятся в учениках, а знаком «-» те, что не нравятся
1.Дисциплинированный 2.Неровно успевающий 3.Организованный 4.Выбивающийся из общего темпа 5.Эрудированный 6.Странный в поведении, непонятный 7.Умеющий поддержать общее дело 8.Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями 9.Стабильно успевающий (всегда хорошо учится) 10.Занятый своими делами (индивидуалист) 11.Быстро, «на лету» схватывающий 12.Не умеющий общаться, конфликтный 13.Общающийся легко, приятный в общении 14.Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного 15.Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли 16.Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю
Каких «+» у Вас больше? Если чётных «+» больше, то Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость. На практике такие учителя встречаются редко!
Желаем всем талантливых учеников и творческого вдохновения