СПЕЦИАЛЬНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННО- ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА merelenko-su.uCos.ru
ТРОПЫ
ЭПИТЕТ художественное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении: «...в тумане моря голубом»; «на мутном небе»; «томительная ночи повесть»; «мелькают образы бездушные людей».
Эпитет Не является эпитетом И перья страуса склоненные В моем качаются мозгу, И очи синие, бездонные Цветут на дальнем берегу. «Стену нужно покрасить синей краской» Сравните:
Эпитетами чаще всего бывают Прилагательные Существительные («волшебница- зима», «мать - сыра земля») Наречия («на севере диком стоит одиноко»); Деепричастия («волны несутся, гремя и сверкая»). Местоименные слова («Ведь были схватки боевые, Да, говорят, еще какие!»).
Постоянные эпитеты Используются в народном поэтическом творчестве: солнце красное; море синее; ветер буйный
Прочитайте словосочетания, выделите в них эпитеты 1) зловещая дума; 2) ветрила гордых кораблей; 3) звезда печальная; 4) на обнаженной ветке; 5) роковой огонь сражений; 6) надежда сладостная; 7) безумное волненье; 8) в ясной лазури; 9) по бархатным лугам; 10) судьба жестокая; 11) тщетный шум пиров; 12) счастливый край.
СРАВНЕНИЕ Это художественное средство заключается в уподоблении какого- либо явления другому.
Сравнения выражаются различными способами: творительным падежом («и с каждым днем уходит дымом»); формой сравнительной степени прилагательного или наречия («Душа ее зефира тише/ И зрак прекраснее рая»); оборотами с различными союзами (как, будто, точно, словно и т.д.: «Безумных лет угасшее веселье/ Мне тяжело, как смутное похмелье»). лексически (при помощи слов подобный, похожий, это: «Твои глаза подобны звездам»).
Отрицательные сравнения Отрицательные сравнения, в отличие от прямых, построены на отделении одного явления от другого, однако внутренне сближают их, поясняя одно другим. Использование отрицательного сравнения, характерного для устной народной поэзии. Может служить знаком стилизации: Что не конский топ, не людская молвь, Не труба трубача с поля слышится...
Развернутые сравнения Состоят не в одномоментном уподоблении единичного признака, а в последовательном представлении целой образной системы. Пример: стихотворение Ф. Тютчева «Как над горячею золой».
МЕТАФОРА это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. В отличие от сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе.
Метафоры, основанные на сходстве предметов в цвете: «В дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря».
Метафоры, основанные на сходстве характера действия Метафорическое использование глаголов: «Лениво дышит полдень».
Метафоры, основанные на сходстве во временной последовательности явлений «Догорит золотистым пламенем из телесного воска свеча, и луны часы деревянные прохрипят мой двенадцатый час».
Внимание! Часто в стихах встречаются такие выражения, как «железный стих», «туманная юность». В этих случаях метафоричны определения. Они выполняют функцию эпитета и метафоры, потому и называются метафорическими эпитетами. В ЕГЭ определяйте их как эпитеты.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ является разновидностью метафоры и состоит в переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия. Однако метафора представляет собой отдельное словосочетание, а олицетворение - это целый образ, складывающийся из отдельных словесных метафор, имеющий в произведении самостоятельное предметное значение: «Ветер со стоном метался по безлюдному острову. Его печальный голос тоскливо звучал над притихшим лесом».
Найдите соответствия: 1) море 2) луна 3) время 4) любовь 5) земля 6) сомнение а) глотнуть золотого вина из чаши, протянутой солнцем б) догорать, как отблески заката в) терзать г) грозно реветь д) тяжелые шаги е) мутный зрачок
МЕТОНИМИЯ Виды метонимии метонимиясинекдохаперифраза перенос названия с одного предмета на другой на основании смежности.
МЕТОНИМИЯ Замена словосочетания одним словом Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый! Бранил Гомера, Феокрита,/ Зато читал Адама Смита. Их села и нивы за буйный набег/ Обрек он мечам и пожарам. Тарелочку каши Произведения Гомера Разрушил мечами
СИНЕКДОХА Одна часть предмета называет весь предмет. Обычно в синекдохе употребляется единственное число вместо множественного: К нему и птица не летит, И зверь нейдет. Эй, борода!
ПЕРИФРАЗА Замена одного слова словосочетанием или оборотом. «автор «Героя нашего времени» «Колумб российский через воды/ Спешит в неведомы народы» «Смиритель стран Казанских»
Гипербола Литота непомерное преувеличение размера, силы, значения: Природа-мать! Когда б таких людей Ты иногда не посылала миру, Заглохла б нива жизни... непомерное преуменьшение размера, силы, значения : Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить (Н. Некрасов). ГИПЕРБОЛА и ЛИТОТА
ФИГУРЫ РЕЧИ
Инверсия - нарушение прямого порядка слов в предложении. определение после определяемого слова: Сижу за решеткой, в темнице сырой (сырая темница); обстоятельство после сказуемого: На севере диком стоит одиноко (одиноко стоит); дополнения и обстоятельства, выраженные существительными, стоят перед главным словом: Часов однообразный бой (однообразный бой часов); сказуемое стоит перед подлежащим: Роняет лес багряный свой убор (лес роняет убор).
Повтор повторение звуков, слов, выражений, предложений, наиболее значимых в тексте. Виды повтора: Анафора (единоначалие) Эпифора (единый конец) Повтор (повтор одного слова в предложениях).
Градация цепь элементов высказывания с постепенным нарастанием значимости или убыванием «Ни позвать, ни крикнуть, ни помочь» «Все грани чувств, все грани правды в мирах, в годах, в часах» По аналогии со стилистической градацией говорят о сюжетной градации.
Параллелизм тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый образ. Синтаксический параллелизм - одинаковое синтаксическое построение соседних предложений («По небу плывут тощие тучи. Над рекой висят серые клочья тумана. В душе затаилась угрюмая боль».) Композиционный параллелизм - сходство сюжетных линий, смысловой параллельности частей: например, описание осенней распутицы предваряет описание внутреннего состояния персонажа.
Противопоставление Антитеза - это оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия. («Ученье -свет, а неученье - тьма»). Оксюморон - стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое. (Горькая радость, звонкая тишина, красноречивое молчание).