Карагандинский государственный медицинский университет Кафедра патологической анатомии и судебной медицины
ПРИНЦИПЫ СТРУКТУРИРОВАНИЯ И СОПАСТОВЛЕНИЯ (СЛИЧЕНИЯ) КЛИНИЧЕСКОГО И ПАТОЛОГОАНАТОМИЧЕСКОГО ДИАГНОЗА. ПРИНЦИПЫ СТРУКТУРИРОВАНИЯ И СОПАСТОВЛЕНИЯ (СЛИЧЕНИЯ) КЛИНИЧЕСКОГО И ПАТОЛОГОАНАТОМИЧЕСКОГО ДИАГНОЗА. Лектор: Лектор: заведующий кафедрой патологической анатомии и судебной медицины КГМУ, доктор медицинских наук, профессор заведующий кафедрой патологической анатомии и судебной медицины КГМУ, доктор медицинских наук, профессор Тусупбекова Майда Масхаповна
АЛГОРИТМ СЛИЧЕНИЯ (СОПОСТАВЛЕНИЯ) КЛИНИЧЕСКОГО И ПАТОЛОГОАНАТОМИЧЕСКОГО ДИАГНОЗА I. Определить в клиническом и патологоанатомическом диагнозах: 1. Основное заболевание 1. Основное заболевание если оно комбинированное укажите: если оно комбинированное укажите: - конкурирующее, - конкурирующее, - сочетанное, - сочетанное, - фоновое - фоновое 2. Осложнения основного заболевания 2. Осложнения основного заболевания 3.Сопутствующее заболевание 3.Сопутствующее заболевание
АЛГОРИТМ СЛИЧЕНИЯ (СОПОСТАВЛЕНИЯ) КЛИНИЧЕСКОГО И ПАТОЛОГОАНАТОМИЧЕСКОГО ДИАГНОЗА II. Сличить клинический и патологоанатомический диагнозы: 1. По основному заболеванию 2. По осложнению 3. Непосредственной причине смерти 3. По сопутствующему заболеванию
АЛГОРИТМ СЛИЧЕНИЯ (СОПОСТАВЛЕНИЯ) КЛИНИЧЕСКОГО И ПАТОЛОГОАНАТОМИЧЕСКОГО ДИАГНОЗА III Выявить характер, неправильность формулировки клинического диагноза (если это имеется) по следующим позициям: 1. Непосредственная причина смерти (заболевание или осложнение основного заболевания) 2. Заболевание, вызванное или обусловившее непосредственную причину смерти 3.Основное (первоначальное) заболевание указывается последним.
Схема разбора случая на КПАК - дата заболевания и первичное обращение больного за медицинской помощью; - дата заболевания и первичное обращение больного за медицинской помощью; - правильность первичного диагноза и характер оказанной медицинской помощи; - правильность первичного диагноза и характер оказанной медицинской помощи; - наличие специализированной помощи в районе проживания больного и возможность привлечения консультантов при неясных формах заболевания; - наличие специализированной помощи в районе проживания больного и возможность привлечения консультантов при неясных формах заболевания; - был ли первичный поликлинический диагноз правильным, и какие последствия вызвала ошибка в постановке диагноза; - был ли первичный поликлинический диагноз правильным, и какие последствия вызвала ошибка в постановке диагноза;
- если был установлен точный диагноз заболевания, то насколько своевременно и насколько правильно проводились последующие лечебные мероприятия; - какие этапы (лечебные учреждения) прошел больной до установления точного диагноза и показания к госпитализации; - сколько времени прошло от момента установления указаний о госпитализации до фактического помещения больного в стационар; - причины несвоевременной госпитализации; - не произошло ли ухудшение состояния больного, вызванное несвоевременной его госпитализацией;
- совпадение диагноза, установленного врачом стационара при приеме больного, с диагнозом амбулаторно-поликлинического учреждения, направившего больного (до госпитального этапа); - время установления точного диагноза в лечебном учреждении; - была ли проводимая в стационаре терапия своевременной и правомерной; - не было ли запозданий в применении хирургического вмеша тельства и специфических медикаментозных средств; - современное ли были распознаны осложнения и сопутствующие заболевания, проводилась ли правильное их лечение; - какие были недостатки в уходе за больным, целесообразно ли было организовано питание больного; - проводились ли все необходимые лечебные мероприятия при появлении угрожающей жизни осложнениям или симптомов;
какие были недостатки в уходе за больным, целесообразно ли было организовано питание больного; какие были недостатки в уходе за больным, целесообразно ли было организовано питание больного; - проводились ли все необходимые лечебные мероприятия при появлении угрожающей жизни осложнениям или симптомов; - проводились ли все необходимые лечебные мероприятия при появлении угрожающей жизни осложнениям или симптомов; - врачи, каких специальностей привлекались к консультации больного; - врачи, каких специальностей привлекались к консультации больного; - какие нарушения в диагностике, лечении, питании и ухода могли оказать влияние на исход заболевания; - какие нарушения в диагностике, лечении, питании и ухода могли оказать влияние на исход заболевания; - явились ли указанные нарушения следствием малой квалификации лечащих врачей или его невнимательного отношения к больному;- - явились ли указанные нарушения следствием малой квалификации лечащих врачей или его невнимательного отношения к больному;-
явилось ли смерть больного результатом массивного травматического повреждения или тяжести заболевания; явилось ли смерть больного результатом массивного травматического повреждения или тяжести заболевания; какие мероприятия могли бы улучшить прогноз, и почему они не были применены; какие мероприятия могли бы улучшить прогноз, и почему они не были применены; - качество записей врачей в истории болезни, отражают ли они динамику патологического процесса и состояние больного (адекватность оценки состояния больного); - качество записей врачей в истории болезни, отражают ли они динамику патологического процесса и состояние больного (адекватность оценки состояния больного); - общие выводы о необходимом методическом мероприятии по предупреждению возможных ошибок и улучшению медицинской помощи больным в лечебном учреждении; - общие выводы о необходимом методическом мероприятии по предупреждению возможных ошибок и улучшению медицинской помощи больным в лечебном учреждении; - было ли проведено патологоанатомическое вскрытие умершего больного, если нет, каковы причины отмены и её обоснование. - было ли проведено патологоанатомическое вскрытие умершего больного, если нет, каковы причины отмены и её обоснование.
Необходимо знать! Сличение клинического и патологоанатомического диагнозов продолжает быть важным фактором в повышении уровня квалификации лечащих врачей и способствует выявлению слабых мест в организации медицинской помощи населению.
Благодарю за внимание! Берегите друг друга и будьте благодарны подаренной жизни! Берегите друг друга и будьте благодарны подаренной жизни! Улыбайтесь друзья, улыбайтесь! Улыбайтесь друзья, улыбайтесь! Успехов Вам! Успехов Вам!