Социализация личности. Девиация и социальный контроль. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических дисциплин – НИКИФОРОВА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Социальные нормы: мы живем по правилам. Щербинин Алексей.
Advertisements

Понятие социального контроля Структура социального контроля Санкции социального контроля Самоконтроль Девиантное и делинквентное поведение Социальный контроль.
Статус социологии в системе социального знания. Структура социологического знания. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических.
1.Понятие социализации 2.Этапы и агенты социализации тел Наташа. 3.Социальные статусы и социальные роли 4.Социальные отклонения и социальный.
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА. Социальная структура – строение, расположение, порядок) общества – строение общества в целом, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих.
Презентация к уроку по обществознанию (10 класс) по теме: Социальные нормы и отклоняющееся поведение
Обществознание 11 класс Профильный уровень Автор : Лукашкин С. С. ГОУ СОШ 86 Петроградского района Санкт - Петербурга.
«Социальный контроль» Презентацию подготовил: Студент 1 курса, Ефимов Максим ФИСЭУ. Группа 3601.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение Учитель Суслин Дмитрий Юрьевич Работу выполнил Новиков А.
ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ЦЕЛИ УРОКА СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ НОРМ СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ. СПЕЦИФИКА. ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ (ДЕВИАНТНОЕ)
План. 1.Общее понятие системы. 2.Характерные черты общества как системы. 3.Основные сферы общественной жизни. 4.Социальные институты.
Социальные н ормы и отклоняющееся поведение. Социальные нормы Норма (от лат) - правило, образец. Социальные нормы направляют поведение людей, позволяют.
ЗОЖ и его составляющие ЗОЖ и его составляющие. Качество и стиль жизни Саморегуляция Самонаблюдение Самооценка Установка.
Отклоняющееся поведение и социальный контроль. Девиантное (отклоняющееся) поведение (от лат. «дэвиацио» отклонение) - поведение, не соответствующее официально.
Социальные институты общества Лекция 3. Социальный институт устойчивый комплекс формальных и неформальных связей, норм, установок, регулирующих какую-либо.
Презентация на тему: «Соотношение причин преступности с причинами и условиями конкретного преступления» Выполнила студентка Гр. ПВД-3 Павлова Алла.
План урока 1.Социальные нормы 2.Социальный контроль 3.Отклоняющееся (девиантное) поведение 4.Преступность.
Социальные группы и процесс их формирования. Социальная структура и социальная стратификация. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических.
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ЦЕЛЬ: - пояснить особенность социального контроля; - показать значимость норм и санкций для поддержания общественного порядка.
С ОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение индивидов. В обыденном смысле социальный контроль сводится.
Транксрипт:

Социализация личности. Девиация и социальный контроль. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических дисциплин – НИКИФОРОВА СВЕТЛАНА АНДРЕЕВНА

2 План лекции: 1. Понятие социализации личности. 1. Понятие социализации личности. 2. Механизмы, типы и уровни социализации. 2. Механизмы, типы и уровни социализации. Социальные типы личности.. Социальные типы личности.. 3. Проблемы определения девиантного поведения личности. 3. Проблемы определения девиантного поведения личности. 4. Социальный контроль: понятие, формы, методы 4. Социальный контроль: понятие, формы, методы Цель: п Цель: по завершению лекции студенты должны быть способны: Раскрыть содержание понятий «социализация», «десоциализация», «ресоциализация». Раскрыть содержание понятий «социализация», «десоциализация», «ресоциализация». Усвоить специфику социологического анализа личности, проблем ее социализации. Усвоить специфику социологического анализа личности, проблем ее социализации. Раскрыть содержание понятий «социальный контроль», «девиантное поведение», «делинквентное поведение». Раскрыть содержание понятий «социальный контроль», «девиантное поведение», «делинквентное поведение».

1. Почему личность выступает не только в качестве объекта, но и активного субъекта социализации? 2. Каковы особенности ненаправленной (стихийной) и направлен­ной социализации? 3. Какую роль в процессе социализации играет самобытность лич­ности? 4. В чем состоит роль таких институтов социализации, как семья, школа, трудовой коллектив?

Социализацией называется процесс интеграции индивида в общество, в различные типы социальных общностей посредством усвоения им социальных ролей, элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально-значимые черты личности

Социализация – это процесс превращения биологического организма новорожденного ребенка в активного участника общественной и культурной жизни Это превращение возможно лишь в социуме, ибо только в общении с себе подобными у человека формируются социальные качества

Социализация выполняет в обществе три основных задачи: интегрирует индивида в общество, а также в различные типы социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей; способствует взаимодействию людей вследствие принятия ими социальных ролей; сохраняет общество, производит и передает культуру поколений через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ АГЕНТЫ ИНСТИТУТЫ первичные вторичные первичные вторичные ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ

СОЦИАЛИЗАЦИЯ Десоциализация Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения Ресоциализация Обучение новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ

Теории социализации

Типология личности Социальный тип личности- продукт сложного переплетения историко-культурных и социально- экономических условий жизнедеятельности людей

Типологизация личности Модальный тип личности – тот, который реально преобладает в данном обществе Идеальный – не привязан к конкретным условиям. Этот тип личности как пожелание на будущее ; Базисный тип – тот, который наилучшим образом отвечает потребностям современного этапа общественного раз

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В девиантном поведении выделяют: Асоциальную деятельностью, так или иначе связанную с преступностью – большинство исследователей Девиантное в узком смысле поведение, т.е. такие поведенческие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, не нарушают закона - В.И.Добреньков Созидательные девиации (социальные инновации) – О.С.Осипова Культурно-одобряемые отклонения, связанные со сверхинтеллектуальностью, сверхмотивацией, личностными качествами, возвеличиванием личности в процессе творчества, группы людей ради общественных интересов – С.С.Фролов

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В девиантном поведении выделяют: Патогенную девиацию как форму девиантного поведения, вызванную отклонениями и патологиями психического развития и нервно- психическими заболеваниями, отставанием в умственном развитии, а также педагогической и социальной запущенностью индивидов – В.А.Лабунская Безмотивные преступления, совершенные в состоянии ослабления сознательного контроля над поведением, в состоянии аффекта, алкогольного или наркотического опьянения, болезни и т.д. – А.Ф.Зеленский Мифолого-героические девиации, к которым прежде всего относятся позитивно оцениваемые социумом акты самопожертвования, победы над иноземцами или иноверцами, сепаратистами или раскольниками, нередко сопровождающиеся большими людскими жертвами, жестокостью и насилием – М.Ю.Попов Протестную девиантность, выражающуюся в непризнании властных решений, в больбе за повышение заработной платы, улучшение условий труда, быта и т.д. – А.Л.Маршак

ДЕВИАЦИЯ Девиантное поведение В узком смысле – незначительные поступки, которые не подпадают под статью уголовного или административного кодексов Делинквентное поведение - повторяющиеся асоциальные проступки, нарушающие правовые нормы, но не влекущие уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности Криминальное (преступное) поведение - противоправный поступок, который по достижению возраста служит основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определенным статьям уголовного кодекса

ДЕВИАЦИЯ Структура девиации как процесса 1. Человек, которому свойственно определенное поведение 2. Групповое ожидание или норма – критерий оценки совершенного индивидом поведения 3. Другой человек, группа или организация, реагирующая определенным образом на поведение индивида 4. Определенная ситуация, подталкивающая индивида на совершение девиантных поступков

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ - особый механизм социальной регуляции поведения и поддержания общественного порядка НОРМЫ- предписания того, как надо правильно себя вести в обществе САНКЦИИ- средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ ПРИЗНАКИ Не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени Возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей Направлены на регулирование общественных отношений Возникают в процессе исторического развития Их содержание соответствует типу культуры и характеру социальной организации общества

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ ФУНКЦИИ Регулируют общий ход социализации Интегрируют индивидов в группы, а группы - в общество Контролируют отклоняющееся поведение Служат образцами, эталонами поведения

СОЦИАЛЬНЫЕ САНКЦИИ - оперативные меры и средства, выработанные группой, необходимые для управления поведением ее членов. Цель санкций – обеспечить внутреннее единство и непрерывность общественной жизни, стимулируя для этого желательное поведение и наказывая нежелательное поведение членов группы

Типология социальных санкций Формальные позитивные Ф+ Формальные негативные Ф- Неформальные позитивные Н+ Неформальные негативные Н-

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!