Проблемная лекция преп. Жоломановой А.Х. на тему: Феномен философии в восточной культуре. Философия древней Индии.
Цель лекции: По завершении лекции студенты должны иметь представление об основных школах древнеиндийской философии с учетом специфичности восточной философии.
План лекции: Веды и Упанишады как древнейшие пласты индийской философии. Философия буддизма
1-й проблемный вопрос: В чем сложность понимания концепции «атман-брахман» и иллюзорности человеческого существования в древнеиндийской философии?
Концепция Брахмана. Важнейшим понятием индуизма является Брахман. Это выражение Абсолютной Реальности, под которой подразумевается вся полнота (пустота) Вселенной со всем сонмом бесчисленных богов и богинь (которых в индуизме насчитывается 330 миллионов). Брахман это непроявленная реальность всего сущего, «бытие, погруженное в вечность», не рожденное, нетленное, пронизывающее весь мир и в то же время находящееся за его пределами. Брахман стоит над реальностью. Все боги являются воплощением тех или иных аспектов Брахмана. Понятие Атмана. Атман высший личностный аспект, или наиболее «глубинная» сущность человека. На западный манер иногда этот термин переводят как «душа». Атман (или истинное «Я» человека) бессмертен и вечен. Смерть не означает гибели истинного «Я» че ловека, ибо тело является всего лишь внешней оболочкой наподобие одежды. Таким образом, Атман это вечная неизменная духовная сущность индивидуума. Соотношение Брахмана и Атмана. Одним из ключевых положений индуизма является то, что Атман и Брахман тождественны друг другу. Это означает, что Атман тождествен абсолютному, божественному. Индуизм отделяет «Я» человека, затемненное физической реаль ностью, от истинного «Я». Последнее вне зависимости от внешних условий, искажающих осознание человеком своей подлинной лич ности, всегда остается частью Великого Абсолюта, т.е. Брахмана. Личностная сущность, т.е. «тот, что ты есть», на самом деле иллюзорность есть не что иное как искусственно привнесенная в физическое сущность. Атман же существует вне времени и пространства и поэтому реально ничем не отличается от Брахмана. Концепция тождественности Атмана и Брахмана необходима для объяснения способ-индивида к возрождению после смерти.
2-й проблемный вопрос: Почему современный западный мир испытывает огромный интерес к буддизму? Что в буддизме особенного, в чем существенное расхождение западных и восточных мировоззренческих ориентиров?
В каждый момент времени существование любой вещи полностью зависит от окружающего мира. То, что человек подразумевает под собственным «Я», есть только сумма процессов, посредством которых осуществляется взаимодействие с окружающим миром и его осмысление. Не существует никакой неуловимой субстанции «Я» или души. Мало того, все, что лежит вне процесса восприятия, не существует, а проявленная реальность весьма условна. Эта буддийская доктрина и носит название «анатта». «Четыре благородные истины». Гаутама Будда оставил своим последователям учение, получившее название «четырех благородных истин»: 1.Жизнь есть не что иное как дуккха (т.е. страдание и неудовлетворенность). Мир наполнен страданием. Это рождение, старость, болезни, смерть, разлука, ненависть и т.д. Жизнь, которая не свободнa от желаний и страстей, есть страдание. 2.Причиной страдания является танха (привязанность к земному воплощению, т.е. к жизни как источнику всех страданий). Причина человеческих страданий жажда физического существования и иллюзорное отношение к реальности, когда желаемое выдается за действительное. С избавлением от привязанностей (ниродха) исчезает причина страдания. Это освобождение от кармических долгов, которые вызываются жадностью, ненавистью и неведением (например, нежеланием человека взглянуть в лицо истине об иллюзорности человеческого существования). Во избежание привязанностей следует придерживаться срединного пути магга. Маггой называется путь к прекращению страданий. Его еще называют восьмеричный путь, так как он указывает восемь состояний, овладев которыми буддист приближается к достижению цели.
Литература Основная: 1.Великие мыслители Востока / Под ред. Яна П. Мак-Грила. М., Древнеиндийская философия. М., Исаева КВ. Шанкара и индийская философия. М. 4.История китайской философии / Под ред. М.Л. Титаренко. М., Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке. Древний Китай и (Индия. М, Лысенко В.Г. Опыт введения в буддизм: ранняя буддийская философия. М., Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., Дополнительная : Мудрецы Китая. Ян Чжу, Лецзы, Чжуанцзы. СПб., Мудрецы поднебесной: Сб. / Лао-цзы. «Дао-дэ-цзин»; Конфуций. «Лунь юй» и др. Симферополь, Томпсон М. Восточная философия. М., Торчинов Е.А. Даосизм: опыт историко-религиозного описания. СПб., Чаттерджи С, Датта Д. Индийская философия. М., Контрольные вопросы (обратная связь). Каковы характерные черты индийской философии? В чем существенное отличие буддизма от христианства и ислама? В каком смысле происходит интеграция философской мысли Запада и Востока?