Проблемная лекция преп. Жоломановой А.Х. на тему: Феномен философии в восточной культуре. Философия древней Индии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проблемная лекция преп. Жоломановой А.Х. на тему: Философия древнего Китая.
Advertisements

Миф - от греческого предание, сказание и слово, учение. На ранних этапах развития человечества представления древних нашли своё отражение в мифах. Мифология.
Западная философия Восточная философия АнализСинтез Чувства-РазумИнтуиция ЛичностьБезличное АктивностьСозерцательность.
Философия Древнего Китая и Индии. Философия Конфуцианства В древних книгах Конфуция порой называют просто Учителем, подразумевая, что речь идёт о великом.
Проблемная лекция преп.Жоломановой А.Х. на тему: Основные проблемы философии.
ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ Индо-буддийский тип культуры. Мировоззренческие основы индо- буддийской духовной традиции Тысячелетняя культурная традиция Индии сложилась.
Сиддхартха Гаутама, более известный как Будда, был творцом одной из древнейших религий. На теперешний момент – одна из трех мировых религий. Зародилось.
БУДДИЗМ: философия и религия Исполнители: Наганов Захар, Удальцов Дмитрий.
В VI V вв. до н. э. в Китае, как и в других странах древнего мира, начинается процесс формирования религиозных и религиозно-философских учений, ориентированных.
Тема: «Буддизм». Возник буддизм в древней Индии в 5-6 веке до н.э.. Основателем считается Сиддхартха Гутама (Будда). Считается, что это одна из древнейших.
Учение о преодолении зла. Буддизм - религиозно - философское учение, которое возникло в Индии в 6-5 веках до н. э. Входит в Сань цзяо - одну из трех главных.
Кто во что верит? Выполнили учащиеся 4 класса МОУ Ореховской СОШ Галичского района Костромской области Учитель: Андреева Н.Н.
Будди́зм религиозно-философское учение о духовном пробуждении, возникшее около в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии.
Роль религии в современном мире Религия является одной из древнейших и основных (наряду с наукой, образованием,,культурой) форм духовной культуры В современной.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
Проблемная лекция преп.Жоломановой А.Х. на тему: Философия в культуре Ренессанса и Реформации.
Тема: Мировоззрение человека и философия. Вопросы: 1. Мировоззрение в системе знания. 2. Уровни мировоззрения. 3. Типы мировоззрения.
Религии мира. Рели́гия особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверх ъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения,
ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО В РАЗНЫХ МИФАХ И ПЕРВЫХ ФИЛОСОВСКИХ УЧЕНИЯХ.
Буддизм – это религиозно - философское учение о духовном пробуждении, возникшее около Vl века до н. э в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха.
Транксрипт:

Проблемная лекция преп. Жоломановой А.Х. на тему: Феномен философии в восточной культуре. Философия древней Индии.

Цель лекции: По завершении лекции студенты должны иметь представление об основных школах древнеиндийской философии с учетом специфичности восточной философии.

План лекции: Веды и Упанишады как древнейшие пласты индийской философии. Философия буддизма

1-й проблемный вопрос: В чем сложность понимания концепции «атман-брахман» и иллюзорности человеческого существования в древнеиндийской философии?

Концепция Брахмана. Важнейшим понятием индуизма является Брахман. Это выражение Абсолютной Реальности, под которой подра­зумевается вся полнота (пустота) Вселенной со всем сонмом бесчис­ленных богов и богинь (которых в индуизме насчитывается 330 мил­лионов). Брахман это непроявленная реальность всего сущего, «бытие, погруженное в вечность», не рожденное, нетленное, пронизы­вающее весь мир и в то же время находящееся за его пределами. Брахман стоит над реальностью. Все боги являются воплощением тех или иных аспектов Брахмана. Понятие Атмана. Атман высший личностный аспект, или наи­более «глубинная» сущность человека. На западный манер иногда этот термин переводят как «душа». Атман (или истинное «Я» челове­ка) бессмертен и вечен. Смерть не означает гибели истинного «Я» че­ ловека, ибо тело является всего лишь внешней оболочкой наподобие одежды. Таким образом, Атман это вечная неизменная духовная сущность индивидуума. Соотношение Брахмана и Атмана. Одним из ключевых положений индуизма является то, что Атман и Брахман тождественны друг другу. Это означает, что Атман тождествен абсолютному, божественному. Индуизм отделяет «Я» человека, затемненное физической реаль­ ностью, от истинного «Я». Последнее вне зависимости от внешних условий, искажающих осознание человеком своей подлинной лич­ ности, всегда остается частью Великого Абсолюта, т.е. Брахмана. Личностная сущность, т.е. «тот, что ты есть», на самом деле иллюзорность есть не что иное как искусственно привнесенная в физическое сущность. Атман же существует вне времени и пространства и поэтому реально ничем не отличается от Брахмана. Концепция тождественности Атмана и Брахмана необходима для объяснения способ-индивида к возрождению после смерти.

2-й проблемный вопрос: Почему современный западный мир испытывает огромный интерес к буддизму? Что в буддизме особенного, в чем существенное расхождение западных и восточных мировоззренческих ориентиров?

В каждый момент времени существование любой вещи полностью зависит от окружающего мира. То, что человек подразумевает под собственным «Я», есть только сумма процессов, посредством которых осуществляется взаимодействие с окружающим миром и его осмысление. Не существует никакой неуловимой субстанции «Я» или души. Мало того, все, что лежит вне процесса восприятия, не существует, а проявленная реальность весьма условна. Эта буддийская доктрина и носит название «анатта». «Четыре благородные истины». Гаутама Будда оставил своим последователям учение, получившее название «четырех благородных истин»: 1.Жизнь есть не что иное как дуккха (т.е. страдание и неудовлетворенность). Мир наполнен страданием. Это рождение, старость, болезни, смерть, разлука, ненависть и т.д. Жизнь, которая не свободнa от желаний и страстей, есть страдание. 2.Причиной страдания является танха (привязанность к земному воплощению, т.е. к жизни как источнику всех страданий). Причина человеческих страданий жажда физического существования и иллюзорное отношение к реальности, когда желаемое выдается за действительное. С избавлением от привязанностей (ниродха) исчезает причина страдания. Это освобождение от кармических долгов, которые вызы­ваются жадностью, ненавистью и неведением (например, нежеланием человека взглянуть в лицо истине об иллюзорности человеческого существования). Во избежание привязанностей следует придерживаться средин­ного пути магга. Маггой называется путь к прекращению страданий. Его еще называют восьмеричный путь, так как он указывает во­семь состояний, овладев которыми буддист приближается к достижению цели.

Литература Основная: 1.Великие мыслители Востока / Под ред. Яна П. Мак-Грила. М., Древнеиндийская философия. М., Исаева КВ. Шанкара и индийская философия. М. 4.История китайской философии / Под ред. М.Л. Титаренко. М., Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке. Древний Китай и (Индия. М, Лысенко В.Г. Опыт введения в буддизм: ранняя буддийская философия. М., Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., Дополнительная : Мудрецы Китая. Ян Чжу, Лецзы, Чжуанцзы. СПб., Мудрецы поднебесной: Сб. / Лао-цзы. «Дао-дэ-цзин»; Конфуций. «Лунь юй» и др. Симферополь, Томпсон М. Восточная философия. М., Торчинов Е.А. Даосизм: опыт историко-религиозного описания. СПб., Чаттерджи С, Датта Д. Индийская философия. М., Контрольные вопросы (обратная связь). Каковы характерные черты индийской философии? В чем существенное отличие буддизма от христианства и ислама? В каком смысле происходит интеграция философской мысли Запада и Востока?