С. Джонсон Знание бывает двух видов. Мы сами знаем предмет – или же знаем, где найти о нем сведения
Семинар учителей ОБЖ Кель О.М., преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ «Атамановская СОШ»
Исследовательская деятельность - форма организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным заранее решением.
Элементы исследовательской деятельности Методы исследования. Наличный экспериментальный материал. Интерпретация данных и вытекающие из них выводы.
I. ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ ИССЛЕДОВАНИЯ Определение объектной области, объекта и предмета исследования Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности Формулирование гипотезы Формулирование цели и задач исследования
1. Объектная область, объект и предмет Объектная область Объект Предмет
2. Тема, проблема и актуальность исследования Тема ракурс, в котором рассматривается проблема Критерии выбора темы: интересна для учащегося; реализуема в имеющихся условиях.
Актуальность исследования Обосновать актуальность – значит объяснить необходимость данной темы в контексте общего процесса научного познания. Проблема исследования Проблема - некая противоречивая ситуация, требующая своего разрешения.
3. Изучение научной литературы Общие рекомендации работы с литературой: 1. Составление библиографического списка. 2. Изучение литературы общего характера. 3. Работа с литературой по теме. 4. Фиксирование нужной вам информации.
4. Определение гипотезы Гипотеза - научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении. Гипотеза должна удовлетворять ряду требований: быть проверяемой; содержать предположение; быть логически непротиворечивой; соответствовать фактам.
5. Цель и задачи исследования Цель исследования - это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Задача исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой.
6. Определение методов исследования Метод - это способ достижения цели исследования. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
Теоретические методы МОДЕЛИРОВАНИЕ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ АБСТРАГИРОВАНИЕ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ
Эмпири - ческие методы Сравнение Эксперимент Наблюдение
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Статистические методы Методы визуализации данных Методы и модели массового обслуживания Методы и модели теории графов и сетевого моделирования
II. ПРОВЕДЕНИЕ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 1. Технологический этап. 2. Аналитический этап.
III. ОФОРМЛЕНИЕ НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ 1.Титульный лист. 2.Оглавление. 3.Введение. 4. Основная (содержательная часть ). 5.Заключение. 6.Библиографический список.
V.ЗАЩИТА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ. Классическая модель актуальность и новизна исследования; характеристика использованных источников и литературы; характеристика основных научных подходов к решению проблемы; обоснование выбора методов исследования; основные выводы по содержанию работы. Творческая модель оформление стенда с документами и иллюстративными материалами по заявленной теме, их комментарий; демонстрация видеозаписей, слайдов, прослушивание аудиозаписей, подготовленных в процессе исследования; оригинальное представление фрагмента основной части исследования; выводы по работе.
V. РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ УЧАЩИХСЯ КООРДИНАТОР ОРГАНИЗАТОР РАЗВИВАЕТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПО: выявлению и постановке проблемы; уточнению неясных вопросов; формулировки гипотезы; планированию и разработки исследовательских действий; сбору данных (накопления фактов, наблюдений, доказательств); анализу и синтезу собранных данных; сопоставлению данных и умозаключений; подготовке и написанию сообщений; выступлению с подготовленным сообщением; переосмыслению результатов в ходе ответов на вопросы; проверке гипотез; построению обобщений и выводов