Е.Н. Степанов, профессор Псковского областного ИПКРО
Стратегическая цель – создание педагогом условий для максимального влияния учебного процесса на развитие индивидуальности ребенка и формирование его индивидуального стиля познавательной деятельности
1.Формирование системы знаний 2.Освоение учащимися приемов и методов человеческой деятельности 3.Формирование эмоциональной сферы и ценностных отношений личности 4.Развитие самопроцессов и творческих способностей
1.Формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов человеческой деятельности на основе актуализации и «окультуривания» их субъектного опыта 2.Оказание помощи школьникам в поиске и обретении индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, в раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов 3.Содействие ребенку в формировании положительной Я-концепции, развитии самопроцессов и творческих способностей
1.Принцип самоактуализации 2.Принцип индивидуальности 3.Принцип субъектности 4.Принцип выбора 5.Принцип творчества и успеха 6.Принцип веры, доверия и поддержки
Содержание урока избирается в соответствии с образовательной программой и используется для обогащения субъектного опыта ребенка и осуществления происходящих изменений в личности в связи с постижением (обретением) своего образа
1.Проектирование характера участия взаимодействия на основе индивидуальных особенностей учащихся 2.Применение педагогических приемов для актуализации и обогащения субъектного (первичного, обогащаемого, закрепляемого) опыта детей 3.Использование разнообразных форм и способов общения, особенно диалога и полилога 4.Проявление учителем доверия и терпимости в учебном взаимодействии 5.Стимулирование учеников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора учебного задания, форм и способов его выполнения 6.Избрание приемов и методов педагогической поддержки в качестве основных способов деятельности учителя 7.Использование учащимися речевых оборотов: я полагаю, что …; по моему мнению …; мне кажется, что …; я думаю ….
1.Обогащенность субъектного опыта ребенка культурными образцами человеческого опыта 2.Сформированность учебной деятельности и индивидуального стиля познания 3.Проявление самостоятельности, инициативы и творческих способностей учащихся