Методы сбора информации о социально-экономических проблемах муниципальных образований Е.Е. Горяченко Руководитель социологической службы Ассоциации сибирских.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Качественные методы исследования: значение, обработка и анализ данных.
Advertisements

Тема: Маркетинговые исследования 1. Система маркетинговой информации. 2. Понятие и методы маркетинговых исследований. 3. Этапы и правила проведения маркетинговых.
КАЧЕСТВЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Выполнила: Мусаева Аида Хайдарова Тамина Группа РдиГБ-342.
Заседание – практикум «Работа по созданию проекта как вида современной научно-исследовательской деятельности»
Проблемы изучения общественного мнения в современной России Фарахутдинов Шамиль Фаритович.
ИОМКР Стулова Ю. А. Методы социологического исследования.
Донорство крови как социальный феномен Александр Кулешов Научный руководитель: д.с.н., профессор Данилов А.Н. Минск 2012.
Федеральная служба по надзору в сфере образования Межрегиональная Ассоциация мониторинга и статистики образования Рабочий семинар по проекту «Разработка.
Качественные методы. Сфера применения качественных методов Получение реальной картины мнений, что используется, в частности, для корректировки вопросов.
Кафедра криминологии. Криминология Тема 10. Организация и методика проведения криминологических исследований лекция (2 часа) Авторы: к.ю.н. Глухова А.А.,
Интерактивные опросы и социологические исследования общественного мнения: методы и способы проведения, практическое использование.
Исследовательская работа в школе.. Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный.
Стратегия Action Research: практика внедрения социального знания По материалам дипломной квалификационной работы Автор рабаты: Цветкова М.Л. Научный руководитель:
1. Классификация исследовательских работ учащихся: 1. Классификация исследовательских работ учащихся: -исследовательская деятельность - деятельность, связанная.
1 Общественное участие в бюджетном процессе и городских целевых программах.
Семинар по проекту «Разработка и апробация механизмов и методического инструментария управления качеством образования на региональном и муниципальном уровнях.
Основы маркетинговой деятельности в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях.
Тренинг 1 Методы и технологии анализа ситуации Андрущак Л. Довбах А. 21 сентября 2005 г.
Семинар 1 декабря 2011 Правдюк Ольга Анатольевна.
Количественные и качественные методы Выполнила студентка 41-со группы.
Транксрипт:

Методы сбора информации о социально-экономических проблемах муниципальных образований Е.Е. Горяченко Руководитель социологической службы Ассоциации сибирских и дальневосточных городов

Введение Цель - рассмотреть основные методы, используемые для изучения социально- экономических проблем муниципальных образований Основная идея - не бывает «универсально плохих» и «универсально хороших» методов, бывает их неумелое использование.

2 типа данных, используемых для оценки социального благополучия в городе Статистические данные для описания и мониторинга объективной ситуации, складывающейся в городе Социологические данные для оценки социального самочувствия жителей как индикатора субъективного восприятия ситуации

Основные направления изучения социальных проблем города Социальный портрет жителя Социальная структура города Удовлетворенность жителей условиями жизнедеятельности Система ценностей и структура предпочтений Отношение населения к местной власти и участие в решении местных вопросов Уровень социальной напряженности Стратегии адаптации жителей к меняющимся условиям

Общая схема социологического исследования города (методология исследования) выявление проблемной ситуации формулировка целей исследования выдвижение гипотез определение стратегического плана исследования

Разработка и обоснование методики исследования Отбор источников информации Выбор методов исследования

Реализация программы (поле) Сбор, контроль, обработка и хранение информации

Использование результатов анализ информации представление результатов выработка рекомендаций оценка эффективности исследования

Методы сбора информации - опрос - наблюдение - анализ документов - социальный эксперимент

2 группы методов Количественные методы - направлены на получение ответов на исследовательский вопрос «кто?» и «сколько?» Качественные методы направлены на получение ответов на исследовательский вопрос «каким образом?» и «почему?»

Сравнение качественных и количественных подходов Количественная оценка результатов и возможность распространения данных Репрезентативная выборка Структурированный сбор данных Статистические методы анализа Качественное понимание скрытых причин и мотивов Нерепрезентативный отбор Неструктурирован- ный сбор данных Нестатистические методы анализа

Опросные методы В основе - вопросник - документ, в котором поставлены и особым образом сгруппированы вопросы Вопрос - высказывание, рассчитанное на получение необходимой информации Гипотеза об адекватности реакции респондента на вопрос (понятен, респондент может и хочет отвечать)

Типы вопросов по назначению (функционально- психологические - содержательные) по форме (открытые - закрытые) по субъекту (прямые - косвенные)

Проверка вопроса Правило 6 W - who (кто?) - what (что?) - when (когда?) - where (где?) - why (почему?) - way (каким образом?)

Порядок постановки вопросов Вопросы о знаниях, информированности Вопросы об опыте Вопросы об отношении, удовлетворенности Вопросы о мотивации Вопросы о намерениях

Виды опросов Анкетирование Интервью Телефонный Почтовый Прессовый Интернет-опрос Групповой Экспертный Экспресс-опрос (в т.ч.уличный)

Сравнение интервью и анкетного опроса двойная трактовка возможна переформулировка вопросов контроль за ситуацией опроса контроль за пониманием стимулирующее личное воздействие большие затраты меньшая оперативность отсутствие анонимности более серьезное отношение респондента трактовка респондента невозможна переформулировка ситуация некотролируема контроль отсутствует низкий % возврата меньше затраты большая оперативность большая анонимность менее серьезное отношение респондента

Виды качественных методов Глубинное интервью Групповые дискуссии Проективные методы

Глубинное интервью Назначение - помочь разобраться в скрытых мотивах, особенностях образа жизни, в причинах определенной реакции на изменения внешней среду, выявление скрытых проблем

Проективные методы Ассоциативные методы Методы завершения Экспрессивные методы Методы конструирования ситуации

Преимущества и недостатки проективных методов выявляются подсознательные мотивы более свободное поведение информанта повышение достоверности ответов субъективность интерпретации необходима высокая квалификация исследователя трудоемкость высокая стоимость