Методы сбора информации о социально-экономических проблемах муниципальных образований Е.Е. Горяченко Руководитель социологической службы Ассоциации сибирских и дальневосточных городов
Введение Цель - рассмотреть основные методы, используемые для изучения социально- экономических проблем муниципальных образований Основная идея - не бывает «универсально плохих» и «универсально хороших» методов, бывает их неумелое использование.
2 типа данных, используемых для оценки социального благополучия в городе Статистические данные для описания и мониторинга объективной ситуации, складывающейся в городе Социологические данные для оценки социального самочувствия жителей как индикатора субъективного восприятия ситуации
Основные направления изучения социальных проблем города Социальный портрет жителя Социальная структура города Удовлетворенность жителей условиями жизнедеятельности Система ценностей и структура предпочтений Отношение населения к местной власти и участие в решении местных вопросов Уровень социальной напряженности Стратегии адаптации жителей к меняющимся условиям
Общая схема социологического исследования города (методология исследования) выявление проблемной ситуации формулировка целей исследования выдвижение гипотез определение стратегического плана исследования
Разработка и обоснование методики исследования Отбор источников информации Выбор методов исследования
Реализация программы (поле) Сбор, контроль, обработка и хранение информации
Использование результатов анализ информации представление результатов выработка рекомендаций оценка эффективности исследования
Методы сбора информации - опрос - наблюдение - анализ документов - социальный эксперимент
2 группы методов Количественные методы - направлены на получение ответов на исследовательский вопрос «кто?» и «сколько?» Качественные методы направлены на получение ответов на исследовательский вопрос «каким образом?» и «почему?»
Сравнение качественных и количественных подходов Количественная оценка результатов и возможность распространения данных Репрезентативная выборка Структурированный сбор данных Статистические методы анализа Качественное понимание скрытых причин и мотивов Нерепрезентативный отбор Неструктурирован- ный сбор данных Нестатистические методы анализа
Опросные методы В основе - вопросник - документ, в котором поставлены и особым образом сгруппированы вопросы Вопрос - высказывание, рассчитанное на получение необходимой информации Гипотеза об адекватности реакции респондента на вопрос (понятен, респондент может и хочет отвечать)
Типы вопросов по назначению (функционально- психологические - содержательные) по форме (открытые - закрытые) по субъекту (прямые - косвенные)
Проверка вопроса Правило 6 W - who (кто?) - what (что?) - when (когда?) - where (где?) - why (почему?) - way (каким образом?)
Порядок постановки вопросов Вопросы о знаниях, информированности Вопросы об опыте Вопросы об отношении, удовлетворенности Вопросы о мотивации Вопросы о намерениях
Виды опросов Анкетирование Интервью Телефонный Почтовый Прессовый Интернет-опрос Групповой Экспертный Экспресс-опрос (в т.ч.уличный)
Сравнение интервью и анкетного опроса двойная трактовка возможна переформулировка вопросов контроль за ситуацией опроса контроль за пониманием стимулирующее личное воздействие большие затраты меньшая оперативность отсутствие анонимности более серьезное отношение респондента трактовка респондента невозможна переформулировка ситуация некотролируема контроль отсутствует низкий % возврата меньше затраты большая оперативность большая анонимность менее серьезное отношение респондента
Виды качественных методов Глубинное интервью Групповые дискуссии Проективные методы
Глубинное интервью Назначение - помочь разобраться в скрытых мотивах, особенностях образа жизни, в причинах определенной реакции на изменения внешней среду, выявление скрытых проблем
Проективные методы Ассоциативные методы Методы завершения Экспрессивные методы Методы конструирования ситуации
Преимущества и недостатки проективных методов выявляются подсознательные мотивы более свободное поведение информанта повышение достоверности ответов субъективность интерпретации необходима высокая квалификация исследователя трудоемкость высокая стоимость