Лекция 6. Финансовый контроль ВОПРОСЫ: 1.Понятие и элементы финансового контроля 2.Финансовая дисциплина и средства ее обеспечения 3.Классификация финансового.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Финансовый контроль и финансовые правонарушения в Республике Казахстан.
Advertisements

Лекция 7. Предмет и система бюджетного права ВОПРОСЫ: 1.Понятие бюджета 2.Методы бюджетной деятельности 3.Понятие бюджетного права 4.Бюджетные правоотношения.
Лекция 9. Правовое регулирование доходов и расходов бюджета ВОПРОСЫ: 1.Правовое регулирование доходов 2.Правовое регулирование расходов 3.Правовые основы.
ПОВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ ИМЕНИ П.А. СТОЛЫПИНА Финансово-правовые нормы.
Тема:Основы финансового права Республики Казахстан. 1.Финансовая деятельность государства. 2.Финансовое планирование. 3.Финансовый контроль-понятие и виды.
Лекция 10. Предмет и система налогового права ВОПРОСЫ: 1.Понятие налога и его признаки 2.Элементы налога 3.Функций налога 4.Виды налогов.
дисциплина: Валютное регулирование К.э.н. Кирюшина Анастасия Алексеевна Раздел: Валютные отношения.
Финансовая деятельность государства и муниципальных образований.
Валютное право Лекция 3. валютное право - институт финансового права, предметом валютного права как института финансового права являются общественные.
Лекция 14. Общая и особенная части финансово-страхового права ВОПРОСЫ: 1.Порядок создания, реорганизации, ликвидации страховой организации 2.Правовое положение.
Тема г. 1. Административное взыскание является мерой государственного принуждения, применяемой уполномоченными на то законом судьей, органами.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Нормы банковского права © 2006 г., Лаврентьева М.Г.
1. Основные цели и задачи контроля за использованием бюджетных средств. 2. Особенности организации финансового контроля. 3. Контроль вышестоящих органов.
Статус контрольно-счетной палаты В соответствии с Законом Нижегородской области от З «О контрольно-счетной палате Нижегородской области»
Осуществляется с помощью применения юридических мер воздействия Осуществляется строго в соответствии с законодательством Осуществляется в определенном,
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Лекция.
Лекция 5. Правовые основы финансового устройства государства Вопросы: 1.Финансовое регулирование 2.Понятие финансового устройства 3.Звенья финансового.
Лекция 8. Понятие бюджетной системы ВОПРОСЫ: 1.Понятие бюджетной системы 2.Бюджетное регулирование 3.Управление в области бюджета.
Транксрипт:

Лекция 6. Финансовый контроль ВОПРОСЫ: 1.Понятие и элементы финансового контроля 2.Финансовая дисциплина и средства ее обеспечения 3.Классификация финансового контроля 4.Государственные органы финансового контроля и их компетенции

ЛИТЕРАТУРА 1.Худяков А.И. Учебник Финансовое право Республики Казахстан. Алматы Найманбаев С.М. Учебник Финансовое право Республики Казахстан. Алматы Худяков А.И. Основы теории финансового права. Алматы Конституция Республики Казахстан от года, с последующими изменениями и дополнениями.

Вопрос 1. Понятие и элементы финансового контроля Финансовый контроль представляет собой довольно сложную организационную систему, состоящую из следующих элементов: a) Субъект контроля (кто проверяет); б) Объект контроля (кого проверяют); c) Предмет контроля (что проверяют); д) Цели контроля; e) Задачи государственного финансового контроля.

Субъектами государственного финансового контроля выступают государственные органы, наделённые соответствующими властными полномочиями для осуществления контроля, и негосударственные субъекты, действующие от имени и по поручению государства, чьи властные полномочия возникают на основе этого поручения. Т.е. для проверяемого объекта они выступают в качестве государственного контролёра. Объектами государственного финансового контроля являются лица, оказавшиеся в сфере финансовой деятельности государства: a) Государственные органы; в) Государственные юридические лица; c) Негосударственные юридические лица; д) Граждане.

Предметом государственного финансового контроля выступает поведение объектов этого контроля с точки зрения соблюдения ими своих обязанностей как субъектов финансовых правоотношений. Целью государственного финансового контроля выступает: 1) Выявление фактов нарушения фин. законодательства либо некачественного исполнения участником финансового правоотношения своих обязанностей; 2) Выявление виновных и привлечение их к установленной законодательством ответственности; 3) Устранение нарушений финансовой дисциплины и ликвидаций последствий этих нарушений.

К основным задачам государственного финансового контроля относятся: 1) Обеспечение соблюдения фин. законодательства; 2) Содействие правильной реализации фин. органами своих функций, связанных с формированием, распределением и организацией использования государственных денежных фондов, а также обеспечением нормального функционирования денежной системы государства; 3) Обеспечение законного, целевого и рационального использования государственных денежных средств, а также их сохранности; 4) Содействие полному своевременному исполнению субъектами фин. отношений своих фин. обязательств перед государством; 5) Устранение и предупреждение нарушения финансовой дисциплины.

Вопрос 2. Финансовая дисциплина и средства ее обеспечения Финансовая дисциплина – это строгое и точное соблюдение всеми участниками фин. правоотношений установленного порядка формирования, распределения и использования государственных денежных средств, а также исполнение финансовых обязательств перед государством. Средствами обеспечения исполнения финансового законодательства и соблюдения финансовой дисциплины выступает прежде всего привлечение правонарушителя к установленной юр. ответственности.

Меры применяемые к нарушителям фин. законодательства: 1) Официальное предостережение нарушителя о неправомерности его поведения и необходимости устранения нарушения закона; 2) Блокирование расходов (приобретает форму ареста банк. счёта или приостановления расходных операций по этому счёту); 3)Ограничение в распоряжении имуществом; 4)Арест имущества; 5)Изъятие бюджетных средств; 6) Приостановление бюджетного финансирования и возврат в бюджет необоснованно полученных бюджетных ассигнований;

7) Приостановление кредитования и досрочное взыскивание предоставленных кредитов; 8) Изъятие в бюджет дохода, полученного в результате неправомерных операций или сделок; 9) Признание недействительности сделок, совершённых хозяйствующим субъектом; 10) Признание юр. лица банкротом в связи с невыполнением им своих обязательств перед государством, либо лишение его лицензии в установленном законом порядке; 11) Применение финансово-правовых санкций. (финансово- правовой штраф, финансово-правовая пеня).

Финансовый контроль можно классифицировать по различным основаниям: I. В наиболее общем виде имеются следующие формы контроля: 1. непосредственный контроль; 2. опосредованный контроль. Непосредственный контроль характеризуется тем, что проверка ведётся на самом объекте контроля, где проверяющие изучают и анализируют первичную документацию. Опосредованный контроль характеризуется тем, что субъект и объект контроля пространственно разобщены, т.е. проверка носит заочный характер.

II. По времени осуществления: 1. Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения какого-либо финансового мероприятия. 2. Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе производства какого-либо финансового производства. 3. Последующий финансовый контроль осуществляется после совершения финансового мероприятия.

III. Исходя из характера и правового статуса финансового контроля: 1. Специализированный финансовый контроль – контроль, осуществляемый специализированными финансовыми органами государства. 2. Функциональный финансовый контроль – это контроль, осуществляемый теми государственными органами, для которых фин. деятельность вообще и фин. контроль в частности представляют лишь одно из направления их деятельности.

IV. По форме организационного взаимодействия субъекта и объекта: 1. Внутренний финансовый контроль – это когда субъект и объект контроля являются звеньями одной организационной системы. 2. Внешний финансовый контроль осуществляется в отношении организационно неподчинённых объектов.

V. В зависимости от сферы деятельности: 1. Контроль в сфере денежной системы призван обеспечить её нормальное функционирование и соблюдение того законодательства, посредством которого организуется сама денежная система. 2. Валютный контроль является частью контроля в сфере денежной системы, поскольку бесконтрольное и нерегулируемое движение иностранной валюты на внутреннем рынке выступает одной из главных причин расстройства обращения национальной валюты. 3. Бюджетный контроль имеет своим предметом бюджет в 2-х его качествах: как финансовый план и как фонд денежных средств. 4. Контроль в сфере государственной банковской деятельности нельзя отождествлять с государственным контролем в сфере банковской деятельности.

Вопрос 4. Государственные органы финансового контроля и их компетенции К органам финансового контроля можно отнести практически любой государственный орган, осуществляющий финансовую деятельность. Однако имеются органы, которые специально созданы для осуществления фин. контроля и в силу этого обладают особыми контрольными полномочиями (смотри следующий слайд):

- Счётный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета. Он непосредственно подчинён и подотчётен Президенту РК. - Комитет финансового контроля МФ РК. - Комитет казначейства МФ РК. - Налоговый комитет МФ РК - Таможенный комитет МФ РК. - Органы налоговой службы (НК МФ РК). - Национальный Банк РК, а так же агенты валютного контроля.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !