Актуальность: На основе наблюдений пришли к выводу, что знакомя детей с окружающим миром: со своей семьёй, с малой родиной, со своей страной, мы порой обходим стороной, не обращая внимания на самое близкое и не менее важное, чем всё окружающее - познание себя. Знание строение своего тела, значение и функции каждого органа, а отсюда, забота о своём здоровье, укрепление его, личная гигиена, исключение вредных привычек, что является основой здорового образа жизни. Давая знания детям о строении своего тела, тем самым мы помогаем ребёнку ответить на такие жизненно важные вопросы, как «Кто я такой?» и «Каков я есть, что я из себя представляю?» Поняв это, ребёнок не только сможет назвать своё имя, фамилию, возраст, домашний телефон и адрес, имена и отчества родителей и другие заученные факты, но и научиться различать недостатки и достоинства (свои и других людей), объективно оценивать свои возможности, на основе которых будет формироваться его социальное поведение. Поэтому работа по формированию элементарных представлений о себе, о строение своего тела должна начинаться в раннем дошкольном возрасте.
Вид проекта: Познавательный Сроки реализации: Краткосрочный (один месяц). Участники проекта: дети первой младшей группы, воспитатели. Проблема: Недостаточная сформированность у детей элементарных представлений о себе, о строение своего тела, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.
Цель проекта: Дать детям знания о человеческом организме. Сформировать потребность в здоровом образе жизни, первые понятия о своем теле. Задачи: Учить детей любить себя и окружающих, свое тело, свой организм. формировать представления о строении своего тела. Формировать отношение к собственному здоровью, как единому целому. Прививать практические навыки и умения по самокоррекции собственного состояния. Активизировать познавательный интерес к своему организму и его возможностям.
Предполагаемый результат: Дети должны знать: - Части тела (руки, ноги, голова, пальцы, живот, спина) Органы чувств (глаза, уши, нос, язык) Дети должны уметь: - следить за чистотой своего тела. - выполнять оздоровительные упражнения, пальчиковую гимнастику.
Содержание деятельности детей и педагогов 1 неделя Занятие: «Наши глазки» Цель: Углубить знания детей об органе зрения, учить внимательно, слушать воспитателя, отвечать на вопросы, выполнять простые задания. Развивать воображение, тактильные ощущения. Вызвать интерес к самому себе. Гимнастика для глаз «Смотрелки» Гимнастика для глаз «Ириски для киски» Гимнастика для глаз «Мигалочки» Рассказ воспитателя на тему «Для чего нужны глаза» Д/И «Что я вижу одним глазом» Д/И «Жмурки» Д/И «Чудесный мешочек» Чтение художественной литературы: «Ребятишкам про глаза» Н. Орлова Занятие: «Чтобы глазки не болели» Цель: Учить детей беречь глаза от пыли, грязи. Учить ухаживать за глазами, прививать детям КГН, необходимость и польза умывания, купания.
2 неделя Занятие: «Носики – курносики» Цель: Продолжать укреплять здоровье детей, повышать сопротивляемость организма, укреплять дыхательную мускулатуру. Упражнять в правильном дыхании (спокойный вдох через нос и медленный выдох). Дыхательное упражнение «каша кипит» Дыхательное упражнение « Часики» Дыхательное упражнение «Ветерок» Д/И «Узнай по запаху» Игры на дыхание «Пузырь», «Ветерок», Чья птичка дальше улетит?» Рассказ воспитателя «Зачем нам нос?» Закаливающее дыхание «Поиграем с носиком» Чтение художественной литературы: «Зачем носик малышам» Ю. Прокопович, «Мой замечательный нос» Э. Машковская
3 неделя: Занятие: «Мои ушки» Цель: Познакомить детей со строением уха, гигиена слуха, развитие остроты слуха. Определение направления звука. Д/И «Повтори, что услышал» Д/И «Где звенит?» Д/И «Кто что услышит?» Д/И «Громко - тихо» Д/И «Солнце и дождик» Самомассаж ушей Цель: учить детей навыкам самомассажа. Занятие: «Наши друзья вода и мыло» Цель: Воспитывать у детей желание быть всегда чистыми, опрятными. Мыть руки перед едой.
4 неделя Занятие «Мое тело» Цель: Продолжить знакомить детей со своим телом. Учить называть части тела: голова, руки, ноги, живот, спина, уши, глаза и др., для чего они нужны человеку. Воспитывать интерес к своему телу. Д/И «Где наши ручки» Д/И «Это – Я» П/И «Пляшут наши детки», «Мы ногами топ-топ», «Лови меня», «Беги на носочках» Упражнения: «Наши ножки», «Что умеют ваши ручки» Пальчиковые гимнастики: «Здравствуй пальчик», «Дружная семейка», «Сорока – ворона», «Ладушки» Физ.минутки: «Хомка, хомка, хомячок», «Мы играем, мы играем», «Мы к лесной лужайке вышли» Точечный массаж «Греем наши ручки», «Моем руки» Чтение художественной литературы: «Пальчик – мальчик», «Большие ноги», «Маленькие ножки»