Изучение индивидов и групп может быть основательным и глубоким. Тогда говорят о научно-педагогическом исследовании. Но чаще всего эта работа вызвана повседневными, сиюминутными потребностями учебно-воспитательного процесса. Тогда имеется в виду педагогическая диагностика Сущность педагогической диагностики изучение результативности учебно-воспитательного процесса в школе на основе изменений в уровне воспитанности учащихся и росте педагогического мастерства учителей. Педагогическая диагностика призвана ответить на ряд вопросов: - что и зачем изучать в духовном мире воспитанников и воспитателей? - по каким параметрам и показателям изучать? - где и как использовать результаты получаемой информации о качестве педагогической деятельности? - при каких условиях диагностика включается в целостный учебно-воспитательный процесс? - каким образом научить учителей самоконтролю, а учащихся самопознанию.
Основными объектами педагогической диагностики являются: - воспитанность и обученность личности; - сформированность интегративных качеств; - поведение и деятельность воспитанников; - разнообразное влияние внешнего окружения; - возможности и особенности семейного и общественного воспитания, их педагогической характеристики; - содержание и эффективность педагогической деятельности (отсюда формируется функция педагогической диагностики); - функции обратной связи (по результатам диагностики проводится анализ достижения целей деятельности, выясняются причины неудач); - функция педагогической коррекции (по данным диагностики качества работы воспитателей и воспитанников намечаются меры по исправлению деятельности); - функция мотивации и стимулирования (педагогическая диагностика позволяет производить дифференцированную оплату труда, более адекватно применять внешние стимулы, повышает уровень личной ответственности и личностной мотивации); - функция контроля (позволяет производить оперативный контроль за ходом воспитательно-образовательного процесса, так как содержит информацию его состояния).
Результаты опросника «Даёшь, молодёжь!» среди 9-11 классов (март 2009г.) Пробовал ли ты в алкоголь или наркотики? Да, пробовал алкоголь – 98 % Уже пробовал наркотики – 2 % Где и когда это случилось первый раз? В компании друзей – 67 % Перед дискотекой в субботу – 14 % С родителями – 9 % Всегда и везде – 7 % Не помню – 3 % С какой целью употребляете спиртное? Для веселья, поднятия настроения – 42 % По поводу праздника – 19 % Просто так, без повода – 14 % Чтобы забыть проблемы, снять стресс – 12 % Для того, чтобы напиться – 7 % Хочется получить новые ощущения –5 % Наливают – 1 % На твой взгляд, красит ли девушку сигарета? Нет – 88 % Нет, но курю – 3% Это выглядит отвратительно и вульгарно – 3 % Это вредно – 3 % Нет, если только в кино для роли – 3 %
Есть ли среди твоих друзей или хороших знакомых наркоманы? Да – 65 % Нет – 28 % Возможно – 5 % Я сам такой - 2 % Тебе нравится, когда курят? Отношусь к этому отрицательно – 34 % Безразлично – 30 % Отношусь к этому совершенно нормально – 16 % Отношусь нормально, но сам не курю – 5 % Не курю и не советую – 5 % Не отвечу – 2 % Ненавижу курящих – 2 % Отношусь равнодушно, но не в отношении близких – 2 % Пробовал, но не курю – 2 % Отношусь к этому нормально, хотя знаю, что это вредно – 2 % А ты сам куришь? Нет – 63 % Да – 28 % Не отвечу – 5 % Иногда – 2 % Раньше курил – 2 %