Подготовила Хавренко Л.В. МБОУ Коченевская СОШ 2
Cистема или программа Система (от греч. systema - целое, составленное из частей; соединение), множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство. Программа (от греч. programma - объявление, распоряжение, указ), 1) план деятельности, работ. 2) Изложение основных положений и целей деятельности организации или отдельного деятеля.
(А.С.Макаренко) «Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается. … решающим моментом является не его прямая логика, а действие всей системы средств, гармонически организованных»
Воспитательная программа Это комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь и интеграция которых обусловливает формирование благоприятных условий для жизнедеятельности и развития членов классного сообщества
Классные воспитательные программы должны учитывать индивидуальные и групповые особенности учащихся класса. Классному руководителю необходимо увидеть и понять специфические черты ученического сообщества, определить уровень развития коллектива, сформированность межличностных отношений. Копирование моделей нецелесообразно, так как каждый коллектив своеобразен и уникален, имеет свои проблемы и успехи.
Алгоритм создания программы выявление проблемы, постановка цели и задач, определение условий необходимых для реализации цели и задач, прогнозирование результата, планирование содержания деятельности по достижению намеченной цели, реализация программы, оценка эффективности деятельности по реализации программы
Структура программы воспитания Концептуальные основы программы Анализ социально-педагогической ситуации развития воспитания Цель. Задачи. Принципы Предполагаемый результат. (Ступени коллективного и личностного роста участников воспитательного процесса) Условия реализации программы Приемы и методы деятельности Содержание воспитания (Тематические блоки) Механизмы реализации содержания воспитания. Мониторинг воспитательного процесса.
Концептуальные (теоретические) основы Краткое пояснение употребляемых терминов Идеи, положенные в основу программы
Анализ социально-педагогической ситуации в классе Аннотация (продолжительность реализации (сроки), возрастные группы, образовательное учреждение) Актуальность Анализ классного коллектива Выявление проблемы
Цель Определяющее значение в разработке современного содержания, целей, методов воспитания имеет гуманистическая идеология, обуславливающая общую направленность воспитательной деятельности на гармоничное развитие личности – достижение ею гармонии как во внутреннем духовном мире, так и с окружающим пространством.
Цели, задачи Цель должна быть сформулирована настолько ясно, чётко. Конкретно, чтобы по ней прочитывался весь смысловой контекст программы. Цель должна быть достижима, а достижение диагностируемо. Цель гуманистического воспитания – личностный рост ребёнка. Цель конкретизируется задачами.
Прогнозируемый результат Определённый социокультурный опыт ребёнка, приобретаемый им в процессе реализации создаваемой программы. Логическое следствие поставленных задач. Перечень знаний, умений и навыков, которые приобретают школьники. Доступные для измерения показатели. «Идеальный» прогнозируемый результат – освоение учащимися программы воспитания
Содержание программы (Тематические блоки) Основные темы направления работы по программе с кратким описанием *Я – гражданин России *Школа будущих академиков *Школа искусства и этикета *Школа Выживания *Семья
Механизм реализации программы Принципы жизни класса, Приемы и методы организации жизнедеятельности Способы подведения итогов деятельности, определения личностного роста учащихся Ближайшее окружение класса
План реализации программы: 1. подготовительный этап 2. апробация программы 3. реализация 4.оценочный
Мониторинг воспитательного процесса Критерии эффективности воспитательной деятельности, Тесты, диагностика достижений, мониторинги, опросы, карты личностного роста.