Современный урок изобразительного искусства. «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» В.А. Сухомлинский
Характерные признаки урока - Художественность (целостность, образность, эмоциональность) как принцип организации. - Активное расширение опыта эмоционально-ценностных отношений как опыта отношений мира и человека. - Развитие форм художественного воображения как способности выражать эмоциональную оценку. - Акцент на развитие эмоциональной отзывчивости. - Развитие художественно-творческих способностей - Сотворчество ученика и учителя в процессе создания художественного образа. - Функционирование произведения изобразительного искусства как субъекта во время заинтересованного диалога. - Диалог учителя и ученика, основанный на едином образном языке искусств. - Художественное пространство осуществления урока (кабинет), современные средства и оборудование.
ЦЕЛЬ УРОКА Триединая цель Познавательный аспект Развивающий аспект Воспитательный аспект ТЦУ – основа целесообразной деятельности, определяет взаимодействия учителя и учеников на уроке, реализуется в деятельности, достигается при обоюдном стремлении к ней обеих сторон.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ Учить и научить самостоятельно добывать знания. Добиться, чтобы знания были глубокими, осознанными, прочными, системными. Формировать навыки – точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма. Формировать умения – сочетание з. и н. Формировать то, что учащийся должен познать, уметь в результате работы на уроке.
РАЗВИВАЮЩИЙ АСПЕКТ Связан со структурой личности ребенка, тех ее сфер, которые нужно развивать. Так как развитие происходит гораздо медленнее, чем процесс его обучения и воспитания, самостоятельность развития относительна. Развитие осуществляется в значительной мере как результат правильно организованного обучения и воспитания.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ Предусматривает использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии с целью развития нравственных, эстетических, патриотических и других сторон личности ребенка.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Объяснительно- иллюстративный (информационно- рецептивный) Репродуктивный Проблемного изложения Частично поисковый (эвристический) Исследовательский
Педагогическая технология « это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащегося и учителя» В.М. Монахов
Современные образовательные технологии Развивающее обучение Проблемное обучение Разноуровневое обучение Коллективная система обучения (КСО) Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ) Исследовательские методы обучения Проектные методы обучения Технология «Дебаты» Технология модульного и блочно-модульного обучения Технология развития «критического мышления» Использования в обучении игровых методов (ролевые, деловые игры и т. д.) Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) Информационно-коммуникационные технологии Здоровьесберегающие технологии Дистанционного обучения Лекционно-семинарско-зачетная система
Структура урока Это его внутреннее строение, состав, определенная последовательность этапов урока и взаимосвязь между ними. Урок имеет множество структур: Организационная; Дидактическая; Методическая; Психологическая.
Типы уроков - Постижения новых ЗУН - Формирования и закрепления способов деятельности. - Контроля и коррекции - Обобщения и систематизации - Комбинированный - Практического применения З. и У.
САМОАНАЛИЗ УРОКА Дать характеристику класса Охарактеризовать тему урока Обосновать формулировку темы урока, ТЦУ и задач урока, способа доведения их до учащихся. Охарактеризовать замысел урока (план) Выделить главный этап урока. Выделить наиболее успешный этап (или фрагмент) урока. Дать оценку успешности достижения цели. Проанализировать результат урока. Оценить атмосферу урока Если учитель считает, что результат урока мог быть более высоким, нужно попробовать определить, что помешало его достичь. Отметить, все ли потенциальные возможности использованы; если нет, то почему. Отметить, что учитель хочет изменить в уроке или развить в дальнейшей работе над темой урока.