Анализ нормативно-правового обеспечения процесса реструктуризации системы ПО в регионах А.И. Рожков, директор Центра нормативного правового обеспечения образования АПКиППРО Санкт-Петербург, 19 февраля 2007 г.
Регионы Калининградская область Калининградская область Республика Карелия Республика Карелия Республика Марий-Эл Республика Марий-Эл
Проблемы Нормативное финансирование ОУ и социальное обеспечение обучающихся по разным образовательным программам Нормативное финансирование ОУ и социальное обеспечение обучающихся по разным образовательным программам Перевод обучающихся из уровня НПО в СПО Перевод обучающихся из уровня НПО в СПО Кадровые вопросы при реорганизации Кадровые вопросы при реорганизации Отсутствие нормативных правовых актов субъекта РФ по общему порядку реорганизации ГОУ региона Отсутствие нормативных правовых актов субъекта РФ по общему порядку реорганизации ГОУ региона Содержания устава возникших многоуровневых ОУ не отражало специфику реализации интегрированных программ Содержания устава возникших многоуровневых ОУ не отражало специфику реализации интегрированных программ Лицензирование, аттестация и государственная аккредитация Лицензирование, аттестация и государственная аккредитация
Нормы федерального законодательства, требующие корректировки Порядок изменения типа (вида) образовательного учреждения (пробел) Порядок изменения типа (вида) образовательного учреждения (пробел) Вопросы лицензирования, аттестации и государственной аккредитации при изменении типа (вида) и реорганизации (пробел) Вопросы лицензирования, аттестации и государственной аккредитации при изменении типа (вида) и реорганизации (пробел) Нормативное финансирование (устаревшая норма) Нормативное финансирование (устаревшая норма) Типовые положения об ОУ НПО и СПО (коллизии, устаревшие нормы) Типовые положения об ОУ НПО и СПО (коллизии, устаревшие нормы)
Типовое положение о центре непрерывного образования Вид ОУ СПО Вид ОУ СПО Реализует программы: начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, НПО и СПО, дополнительные образовательные программы общего образования и профессионального образования Реализует программы: начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, НПО и СПО, дополнительные образовательные программы общего образования и профессионального образования Образовательная деятельность ЦНО осуществляется в соответствии с реализуемыми образовательными программами и регламентируется в части, не урегулированной Типовым положением о ЦНО, типовыми положениями о соответствующих образовательных учреждениях Образовательная деятельность ЦНО осуществляется в соответствии с реализуемыми образовательными программами и регламентируется в части, не урегулированной Типовым положением о ЦНО, типовыми положениями о соответствующих образовательных учреждениях ТП устанавливает особенности деятельности ЦНО как УСПО: интеграция образовательных программ, особый порядок приема на уровень СПО. ТП устанавливает особенности деятельности ЦНО как УСПО: интеграция образовательных программ, особый порядок приема на уровень СПО.
Особенности правового статуса автономного учреждения Автономное учреждениеБюджетное учреждение 1) отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения. (п. 4 ст. 2 ФЗ «Об АУ») 1) отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества (ст. 120 ГК РФ). 2) вправе в установленном порядке открывать счета в кредитных организациях (п. 3 ст. 2 ФЗ «Об АУ») 2) открывают счета в органах казначейства (ст. 13 Закона РФ «Об образовании», п. 7 ст. 161 БК РФ)
Особенности правового статуса автономного учреждения Автономное учреждениеБюджетное учреждение 3) доходы АУ поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано. Собственник имущества не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества (пункты 8 – 9 ст. 2 ФЗ «Об АУ») 4) использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов (п. 6 ст. 161 ГК РФ) 4) финансовое обеспечение бюджетной деятельности осуществляется в виде субвенций и субсидий из соответствующего бюджета (п. 4 ст. 4 ФЗ «Об АУ») 3) доходы от использования имущества, после уплаты налогов и сборов и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, являются доходами соответствующего бюджета (п. 4 ст. 41 БК РФ)