Формирование политики профессиональной ориентации в странах ЕС По материалам международных исследований Санкт-Петербург СЗАМП БОРИСОВА Г.В.
Государственная политика «Расширяющейся Европы» в области образования –Совершенствованию знаний и навыков для обеспечения занятости населения, для удовлетворения потребностей экономики, основанной на знаниях; –Сбалансированности спроса и предложения на рынке труда; –Обеспечению равного доступа к образованию и занятости; –Усилению роли профессиональной ориентации в профилактике раннего отсева, осуществлении интеграции молодежи группы-риска в образовательную среду и занятость, а также поддержке лиц с ограничениями в развитии, эмигрантам, этническим группам в определении пути к социально-экономической интеграции.
Анализ опыта профессиональной ориентации и консультирования Организаторы исследования – Совет экономического развития, СЕДЕФОП, Всемирный Банк и ЕФО Предмет анализа – существующая политика и опыт ее реализации Цели анализа – провести самоанализ эффективности опыта стран Расширяющейся Европы по профессиональной ориентации в межрегиональном сравнении Страны-участники- Болгария, Кипр, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Румыния, Словакия и Словения Представление результатов – отчет и практико- ориентированные рекомендации для совершенствования стратегии
Что делает систему ПКО привлекательной? Единая для всех стратегия, подкрепленная законодательно; Инновационные технологии в предоставлении услуг; Специально подготовленные сертифицированные кадры; Финансовые механизмы, обеспечивающие сочетание государственного финансирования с финансированием от частного сектора; Обеспечение качества услуг профессионального консультирования и ориентации; Координация всех заинтересованных сторон.
Слабые стороны ПКО Слабо развитая правовая база; Информационное обеспечение недостаточное для определения перспектив развития; Отсутствие стандартов качества; Участие заинтересованных сторон формально.
Рекомендации Доступность услуг Законодательное определение права на этот вид услуг; Дифференциация услуг; Профессиональное консультирование и ориентация для взрослого населения; Профессиональное сопровождение принятия решения о выборе профессии.
Рекомендации Подходы к предоставлению услуг Межведомственное сотрудничество Не предметная область, а сквозное прохождение через весь учебный процесс; Акцент на самостоятельный поиск информации и принятие решение Предпочтение групповым методам работы Приближение услуг к потребителю Развитие механизмов мониторинга качества Привлечение партнеров Внедрение информационных технологий
Рекомендации Ресурсное обеспечение Специальная подготовка персонала; Перегрузка – угроза качеству; Разработка профессионального стандарта; Изучение альтернативных способов финансирования системы ПКО.