Международный проект «Обеспечение качества общего образования. Создание школьных команд. Самооценка образовательных учреждений» Обеспечение качества общего образования Казакова Е.И. 2006
Ключевые определения. Общее образование: содержание, определяемое федеральными, региональными и школьными программами и стандартами образования; процесс, направленный на создание условий для овладения учащимися заданным содержанием; система, обеспечивающая овладение содержанием образования в условиях различных образовательных учреждений; результат, определяемый на уровне отдельного ученика и общества в целом, описываемый как образовательная компетентность.
Ключевые определения. Качество общего образования: качество содержания; качество процесса; качество результата; качество системы
Ключевые определения. Критерии качества - признак Показатели качества - мера проявления признака. Индикаторы качества - способ (часто опосредованный) фиксации сложных признаков
Пример Критерий: информационная грамотность: способность к отбору, анализу и обработке в соответствии с заданными целями – качественной информации из информационного потока. Показатель: скорость поиска и обработки, глубина анализа и обработки. Индикатор(системный): качество реферативных обзоров, представляемых ежегодно в рамках соответствующих олимпиад или качество резюме, подготовленных по 2-3 источникам в рамках ЕГЭ
К онцепция обеспечения качества. Исходные положения: 1. Непрерывный процесс, имманентно присущий системе образования. 2. Проблема обеспечения качества содержит в себе традиционную дилемму: - ориентация на результат; - ориентация на процесс.
К онцепция обеспечения качества. Исходные положения: 3. В настоящее время в менеджменте распространена концепция «Total Quality Management». Ориентация на потребителя. Лидерство Вовлечение персонала Процессуальный подход Системность в управлении. Непрерывное совершенствование (направленность инноваций на качество) Подход к принятию решения на основе фактов. Взаимовыгодные отношения с партнерами
К онцепция обеспечения качества. Исходные положения: 4. Культурологические проблемы: недооценка лидерства, недооценка вовлеченности, переоценка критики, информационная закрытость. 5. Общий спад инновационного движения (при относительном подъеме инноваций в области технологического обеспечения процесса). 6. Ранее проблема уже разрабатывалась: как проблема – обеспечения эффективности школы, качество развития школы.
Мнения ученых. "Наиболее важными критериями оценки результатов работы школы мы считаем: критерий качества, выражающийся в соотношении реальных результатов деятельности школы с поставленными целями, моделью выпускника школы, государственными стандартами и т.д. (заметим, что успешность применения этого критерия сильно зависит от качества целеполагания: при неясности целей невозможно определить качество работы); критерий экономичности (эффективности), показывающий отношение достигнутых результатов к затратам времени, усилий, других ресурсов, и, наконец, критерий мотивации, школьного самочувствия учащихся. Эти же критерии должны использоваться и при оценке эффективности работы школы." (А.М.Моисеев).
Мнения ученых "....Из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие в ней человека. Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому"(В.А.Караковский)
Обеспечение качества образования. Характеристика составляющих. Осознание сущности качества Мониторинг качества Обеспечение качества Контроль качества Развитие ресурсов («обучение качеству») Управление информацией Стимулирование качества
Обеспечение качества образования. Характеристика составляющих. Осознание сущности качества. На уровне системы. Разработка образовательной программы. Базовые ценности, ориентиры, принципы жизнедеятельности в школе. Описание качества через систему конечных результатов, показателей и индикаторов во всех составляющих жизнедеятельности (качество жизненного пространства, качество безопасности и здоровья, качество развития, качество образовательного процесса).
Обеспечение качества образования. Характеристика составляющих. Осознание сущности качества. На уровне отдельного педагога. Осознание предметных составляющих качества (предмет как составная часть программы). Осознание интегративных составляющих качества в собственной профессиональной деятельности
Обеспечение качества образования. Характеристика составляющих. Осознание сущности качества.Ученики Выработка представлений о качестве жизнедеятельности ученика (воспитанник школы, ученик школы, развивающаяся личность) Самоорганизация в соответствии с выработанными критериями личного качества
Обеспечение качества образования. Характеристика составляющих. Осознание сущности качества.Родители Принятие предлагаемой программы и стандарта. Участие в выработке программы и стандартов качества. Помощь ученику в разработке и реализации индивидуальной программы качества
Обеспечение качества образования. Характеристика составляющих Мониторинг качества Выработка критериев, показателей, индикаторов. Сбор информации в соответствии с заданными критериями. Обработка информации для последующего принятия управленческих решений.
Обеспечение качества образования. Характеристика составляющих. Обеспечение качества (процессуальное обеспечение: содержание, ресурсы и технологии).
Обеспечение качества образования. Характеристика составляющих. Контроль качества Лицензирование, аттестация, аккредитация. Уровневые государственные экзамены Внутренний рубежный и процессуальный контроль качества Контроль качества ресурсов (внутренний и внешний). Внешняя независимая экспертиза качества учебного процесса
Обеспечение качества образования. Характеристика составляющих. Развитие ресурсов («обучение качеству») Система повышения квалификации. Система переподготовки (обучение новому качеству). Демонстрация образцов. Сетевое взаимодействие. Инновационное развитие.
Обеспечение качества образования. Характеристика составляющих. Управление информацией Создание информационных баз, Распространение информаций о качестве. Стимулирование качества (в том числе и через финансовые ресурсы).
Проблемы обеспечения качества. Сложность системы, сбои на одном уровне приводят к снижению качества на другом. Концептуальные ошибки (например - ставка на процедуры контроля, переоценка роли критики) Низкая культура качества на различных уровнях. Ошибки в восприятии роли методиста. Слабая поддержка лидерства. Несформированность независимого аудита качества.