Контроль над табаком в Украине: экономическое обоснование Киев, ноябрь, 2004 Максим Машляковский OSI-Budapest, International Policy Fellowships Program
2 Оценка общего потребления
3 Спрос на сигареты: факторы Цена (эластичность спроса низка: по цене –0.3, по акцизу –0,06) Доходы граждан (эластичность +0,21) Нелегальный импорт (влияние акциза невелико) Объем потребления в прошлом Рекламная активность производителей (1 бигборд = около 10 тыс. пачек сигарет дополнительно ежемесячно)
4 Динамика цены сигарет и ставки акциза
5 Динамика объемов внешней рекламы табачных изделий
6 Что может сделать правительство? Запрет рекламы табачных изделий Повышение акцизов на табачные изделия
7 Запрет рекламы Сложно оценить точно эффект на потребление. Но: уменьшение рекламы на 4% = увеличение цены на 1% Эффект на рекламную индустрию, предположительно, невелик: небольшая доля табачной рекламы, тенденция к понижению доли (внешняя реклама: рынок +30%, табачная реклама –6%) Положительное отношение граждан
8 Налогообложение и потребление сигарет
9 Вариант политики: повышение акциза на 50% с 2005 года (цена сигарет)
10 Вариант политики: повышение акциза на 50% с 2005 года (продажи сигарет)
11 Определение оптимальной ставки акциза
12 Вариант политики: повышение акциза на 50% с 2005 года (бюджетные поступления)
Контроль над табаком в Украине: экономическое обоснование Киев, ноябрь, 2004 Максим Машляковский OSI-Budapest, International Policy Fellowships Program