Секс-работа: регулирование и права человека Раминта Штуйките Сеть снижения вреда Центральной и Восточной Европы
Отчет по 27 странами ЦВЕ/ЦА Эпидемиология Секс-работа, ВИЧ/ИППП, наркопотребление Регулирование и политика Услуги для секс- работников
Фокус презентации Секс-работа является ненасильственной продажей сексуальных услуг за деньги или другое материальное вознаграждение между совершеннолетними людьми с их согласием Индивидуальная проституция Правовое регулирование и практика
Правовые нормы по секс работе и правам Международные конвенции (с юридической силой!) Национальное право Индивидуальная проституция Содержание публичных домов Вовлечение в проституцию Торговля людьми
Международные конвенции Право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (статья 12) ратифицирован всеми странами ЦВЕ/ЦА Ликвидация барьеров и создание условий для обеспечения всестороннего развития потенциала и прогресса женщин на основе равноправия женщин и мужчин Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин – CEDAW, ратифицирован всеми странами ЦВЕ/ЦА Специальная защита «проституток» в связи с их уязвимостью к насилию CEDAW
Право всех трудящихся-мигрантов на минимальный пакет социальных, экономических и культурных прав не зависимо от правового статуса Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей; ратифицировано Азербайджаном, Боснией и Герцеговиной, Кыргызстаном и Таджикистаном Наказание за сводничество, эксплуатацию проституции и управлению публичными домами Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами НЕ ратифицировано Арменией, Грузией, Казахстаном, Литвой, Молдовой, Сербией и Черногорией, Туркменистаном, Узбекистаном и Эстонией
Пекинская декларация и Платформа действий, 1995 Права человека женщины включают в себя ее право осуществлять контроль над вопросами, касающимися ее сексуального поведения, включая сексуальное и репродуктивное здоровья, и свободно и ответственно принимать по ним решения без какого бы то ни было принуждения, дискриминации и насилия.
Индивидуальная секс-работа: национальное право в ЦВЕ/ЦА Прямой запрет Отсутствие регулирования Разрешение-легализация
Прямой запрет Половина стран (14 из 27) Уголовная ответственность Албания, Румыния и Украина Административная ответственность Армения, Беларусь, Босния и Герцеговина, Литва, Македония, Молдова, Россия, Сербия и Черногория, Туркменистан, Узбекистан и Хорватия
Отсутствие регулирования Законы на прямую не запрещают и не разрешают индивидуальной проституции Половина стран (11 из 27) Азербайджан, Болгария, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Польша, Словакия, Словения, Таджикистан, Чехия и Эстония
Разрешение-легализация Почти-легальная индивидуальная проституция в Венгрии и Латвии Заниматься секс-работой разрешается, но такая профессия не включена в список официально зарегистрированных профессий Много ограничений: Только в установленных «толерантных зонах» (однако самоуправления не хотят их установить) Карточки здоровья, постоянное обследование
В практике Реальное осуществление правовой базы очень разное Количество арестов значительно различаются в странах с административным штрафом за занятие секс- работой
Не регулируется, значит не наказывается? Секс работники наказываются по другим основаниям – нарушение общественного порядка или отсутствие регистрации (напр. в Кыргызстане)
Секс-работа и сутенерство Официально сутенерство, сводничество и содержание публичных домов считается более серьезным преступлением Однако разные уровни выявления занятия проституцией и сутенерства Кол. выявленных случаев в Беларуси, 2003
Права человека Самая большая проблема по данным респондентов – харассмент со стороны работников полиции Особенно затрагивает малоимущих секс- работников, работающих на улицах и автострадах, а также потребляющих инъекционные наркотики Другие источники насилия и нарушения прав: Сутенеры СМИ Клиенты (80% сервисных программ) Дискриминация в учреждениях здравоохранения Негативное общественное мнение
Сексуальное насилие в странах с разным правовым регулированием Респонденты – Секс-работники: Против них применено сексуальное насилие, 2002 НерегулируетсяПочти-легализованноАдминистративноеправонарушение
Секс работники Низкий уровень знаний о правах и возможностях доступа к услугам Исследование осведомленности секс-работников: какая правовая ответственность предусмотрена за секс-работу? Два киргизских городов; 2004; N=189 Кыргызстан: 2/3 секс-работников не знали или имели неправильное представление, как наказывается за занятие проституцией
Некоторые выводы Настоящая политика неэффективна Правовая база ни всегда определяет ситуацию секс-работников (она лучше или хуже) Основная проблема в области прав секс-работников – практика работников полиции Незначительная роль самих секс- работников в принятии решений (связанных с сервисом и политикой)
Рекомендации и направления для будущей работы Необходимы изменения в правовом регулировании Нужно активно работать с полицией и общественным мнением Мобилизация (и построение потенциала) возможных правозащитников прав секс- работников Вовлечение секс-работников
Контакты