Глава I. Зарождение и становление народных картинок до конца XVII века. картинок до конца XVII века.
Мастера-лубочники из разных видов графического искусства остановили свой выбор на технике гравюры.
Расположение «ярусами» было заимствовано у мастеров ярославских фресок; такое расположение сегодня называется покадровое.
В Заонежье старообрядцы для религиозно- нравственного просвещения создают рисованные лубки. Манеру изображения, одухотворенность этот лубок заимствовал у иконописи.
Глава II. XVIII век – «золотой век» народной гравюры
Коробейники-офени продавали лубочный товар по всей России.
Испытывав тяготы царских реформ, народ облек Петра I в образ свирепого кота, а его жену изобразил как Ягу.
Ряд лубков освещал и растолковывал политику Петра I.
Сатирическая картинка «Похороны кота, или Небылица в лицах» отразила негативное отношение к преобразованиям Петра I.
Глава III.
19-20 века - поздний лубок и его трансформация в социокультурном пространстве как период формирования современных СМИ века - поздний лубок и его трансформация в социокультурном пространстве как период формирования современных СМИ
Лубок привлекал аудиторию, так как поднимал «вечные» вопросы: победа добра над злом, приключения, вера в торжество справедливости, удаль, смекалка любимых героев.
Народные картинки давали наглядное представление о событиях в России и зарубежом.
Взяв за основу принципы народного лубка, К. Малевич и В. Маяковский в начале XX в. создали жанр плаката.
Российская рекламная продукция «подпитывалась» достижениями лубочного искусства. Самобытная реклама товаров и фирмы крупного купца и промышленника – А. Абрикосова были известны в Петербурге и других городах.
Функции комментатора, диктора, ведущего шоу-представлений на ТВ задолго до появления СМИ были заложены раешниками, офенями.
Многие образы «мыльных сериалов» до боли напоминают лубочного Фому или Ерему.
Сюжеты, приемы, комментарии, информационность, работа раешников с публикой – источники СМИ.
Народные картинки – базис формирования компонентов современных СМИ.