Верховкина М.Е., к.с.н., доцент, зав. кафедрой дошкольного образования СПб АППО 2011 г.
Общие проблемы и недостатки ООПДО неуверенность руководителей «то ли мы пишем, так ли пишем?»; сомнения по содержанию разделов; в формулировке основных употребляемых психолого-педагогических терминов; вначале приводятся информационная справка о детях, анализ воспитательно-образовательного процесса, состояния материально-технической базы; в большинстве случаев нет решения педагогического совета о рассмотрении и утверждении образовательной программы.
Общие проблемы и недостатки ООПДО приводятся обоснования выбранного приоритетного развития воспитанников с анализом работы по данному направлению за последний год; обозначается направленность реализуемых общеобразовательных и коррекционных программ; обозначаются задачи всего образовательного учреждения;
Общие проблемы и недостатки ООПДО перечисляется нормативная база (как федеральная, так и местная), на основе которой осуществляет свою деятельность учреждение; указываются принципы комплектования групп, особенности педагогического коллектива и его штатная численность; обозначаются основные задачи дошкольного образования, которые реализует в своей деятельности конкретное учреждение;
Общие проблемы и недостатки ООПДО в основных средствах реализации программы часто указывается «высокий профессионализм педагогов», что в последующем не подтверждается характеристикой педагогического коллектива (ни по квалификационной категории, ни по образованию, ни по стажу работы); не указывается тип и вид образовательного учреждения.
Раздел «Пояснительная записка» Подраздел «Цель и задачи деятельности ДОУ по реализации ООП» отмечается наличие одновременно двух и более (до пяти) целей; множественность целей не полностью находит свое отражение в задачах; указываются девизы реализуемых комплексных программ, например, программы «Детство» «чувствовать познавать творить» и т.п. цели и задачи указываются для каждого направления развития ребенка
Раздел «Пояснительная записка» Подраздел «Особенности осуществления образовательного процесса (национально-культурные, демографические, климатические и другие)» слабо подчеркивается специфика образовательного учреждения; приводится краткая аннотация используемых программ; указываются особенности организации и методики совместной работы с семьей; приводится штат учреждения и статистика по педагогическому персоналу;
Раздел «Пояснительная записка» Подраздел «Особенности осуществления образовательного процесса (национально-культурные, демографические, климатические и другие)» не показываются и не обосновываются дополнительные образовательные услуги пофамильно указываются педагоги образовательного учреждения и проблемы, над которыми они работают указываются общие задачи, которые педагоги учреждения решают при взаимодействии с семьей
Раздел «Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей» не обозначается основная (комплексная) программа; указываются планы работы ДОУ как основное средство реализации содержания образования; не полностью показывается методическое и дидактическое обеспечение выбранного содержания образования; указываются основополагающие принципы программ; показывается обеспеченность всей учебной литературой, которая имеется в учреждении, включая Трудовой кодекс РФ, книги по аттестации и т.п.; приводится просто «Список литературы, используемой для работы с детьми»;
Раздел «Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей встречаются «собственные разработки» без какого-либо пояснения и детализации; нечетко показано, что дополняют выбранные парциальные программы; стремление обозначить как можно большее количество парциальных программ и методических разработок; излишне подробно перечисляется дидактическое обеспечение; путают методики для педагогов и пособия для воспитанников;
Раздел «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы» методики контроля не отражают динамику формирования интегративных качеств ребенка; отсутствуют методики для оценки промежуточны х результатов освоения программы; не учитываются разработанные в ФГТ итоговые результаты освоения программы
Вывод Отмеченные недостатки в первых образовательных программах ни в коем случае не умаляют важности и необходимости работы по их разработке и постоянному совершенствованию. В этом видится основа постоянного осознанного совершенствования системы дошкольного образования. Спасибо за внимание!