О СОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА Татьяна Викторовна Рыжова, преподаватель кафедры дошкольного образования СПб АППО
О СНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА психологическое понятие раннего возраста – этап возрастного развития ребенка, имеющего свою структуру и динамику; социально- психологическая характеристика раннего детства – важный период жизни ребенка с момента его рождения до 3-х лет; научные положения отечественных и зарубежных психологов о периоде интенсивного сенсомоторного развития детей раннего возраста.
О СНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ гарантия полноценного развития ребенка; обеспечение благоприятных условий, способствующих соблюдению прав ребенка на физическое, эмоциональное, познавательное развитие; координация и объединение усилий всех взрослых по оказанию помощи и уходу за детьми на различных этапах жизненного цикла; признание важности семьи и общества в улучшении здоровья детей и вовлечении их в процесс раннего развития.
Ц ЕЛЬ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Комплексное сопровождение индивидуального развития ребенка, способствующего благоприятной адаптации и формированию первоначального социального опыта на основе удовлетворения жизненных потребностей Основные задачи: Охрана и укрепление здоровья, формирование умений и навыков необходимых для жизни; Создание благоприятных условий для протекания сензитивного периода сенсомоторного и речевого развития ребенка; Воспитание положительного отношения и чувства доверия к людям (первичные основы морали), положительных нравственных чувств детей; Эмоциональное развитие; Активизация работы с семьей с целью психолого-педагогического просвещения родителей по уходу за детьми раннего возраста, их воспитанию и развитию.
Г ЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ построение целостного педагогического процесса, содействующего развитию каждого воспитанника как неповторимой индивидуальности. Приоритетными направлениями психического развития детей от 0 до 3-х лет является сенсомоторное и речевое развитие
ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАННЕГО ДЕТСТВА младенческий возраст (от рождения до 1года); ранний возраст (от 1 года до 3 лет).
Ранний возраст Обеспечение предметно- пространственной развивающей среды. Стимулирование адаптационных механизмов, направленных на охрану и укрепление здоровья малышей Овладение речью, процессуальной игрой, формирование навыков самообслуживания
Перечень программ и технологийПеречень пособий Смирнова Е.О., Галигузова Л. Первые шаги - М., Григорьева Г.Г. Кроха -М., Петрова В.А. Малыш -М., Технологии: 1. Павлова Л.Н.Раннее детство: развитие речи и мышление.- М., Павлова Л.Н.Раннее детство: познавательное развитие.- М., Парамонова Л.А.Детское творческое конструирование.- М., Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры. - М., Казакова Т.Г.Рисуют младшие дошкольники. -М., Климанова Л.Ф.Вместе с мамой (с 8 мес. до 3 лет). - М., Лайзане С.Л. Физическая культура для малышей.- М., Лыкова И.А. Рисование для самых маленьких. - М., Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. - М., Сотникова В.М. Действия с предметами и предметные игры. - М., Теплюк С.И. Организация прогулок с детьми. -М.,2005. Алямовская В. Ясли-это серьезно! - М., Лямина Г.М. Развитие ребенка раннего возраста. -М., Павлова Л.Н. 365 дней и ночей жизни ребенка (1,2,3 год). - М., 2001, 2004, Печора К.Л.Сотникова В.М. Контроль за развитием и поведением детей раннего возраста. -М., Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в детском саду. - М., Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малышей – М., Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет. – СПб., Рыкова О.В. Малыши, физкульт-привет! - М., Литвинова М.Ф. Подвижные игры и упражнения с детьми. - М., 2005.
С ООТНОШЕНИЕ РЕЖИМНЫХ ПРОЦЕССОВ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ ( ПРИМЕР ) ВозрастКормлениеБодрствование Дневной сон 1г.-1г. 6 мес.43,5-4,52,5-2 1,5-1 1г. 6 мес-до 2х лет 44,5-5,53-2,5 С 2лет до 3х лет 45,5-62,5-2
Р АСПИСАНИЕ ИГР - ЗАНЯТИЙ ДЕТЕЙ 2 ГОДА ЖИЗНИ ( ПРИМЕР ) НазваниеКоличество в неделю Развитие речи и ознакомление с окружающим 3 Музыкальные занятия 2 Игры-занятия с дидактической игрушкой и развитие действий с предметами 2 Игры со строительным материалом 1 Развитие движений 2 Не более 10 игр-занятий в неделю
Р АСПИСАНИЕ ИГР - ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ 3 ГОДА ЖИЗНИ ( ПРИМЕР ) НазваниеКоличество в неделю Ознакомление с окружающим и развитие речи 3 Музыкальные занятия 2 Изобразительная деятельность (лепка, рисование) 2 Физкультура 2 Конструирование 1 Не более 10 игр-занятий в неделю
О СОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА Игры-занятия проводятся по подгруппам и индивидуально в 1 и 2 половине дня. В теплое время года максимальное число игр-занятий происходит на участке во время прогулки. Физкультурные и музыкальные занятия могут проводиться в зале со всей группой (на 3 году жизни). Длительность занятий и наполняемость групп Возраст Количество детей Длительность занятий 1г.3 мес. - 1г.6 мес мин 1г.7мес.- 2 г г.1 мес. – 3 г
Б ЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ !