Татьяна Викторовна Рыжова, преподаватель кафедры дошкольного образования СПб АППО 2011
ФГТ к структуре ООП ДОО (приказ 655 от 23 ноября 2009 г.) Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) СанПиН Письмо Минобразования России от 51 46ин/1403 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье» Письмо Минобразования России от /1912 "О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993 г.); Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский, 1989 г.).
5.1. Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивать реализацию ООП ДО в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов Традиционные материалы и материалы нового поколения должны подбираться сбалансировано, сообразно педагогической ценности 5.3. При создании предметной развивающей среды необходимо руководствоваться следующими принципами: полифункциональность среды трансформируемость среды вариативность 5.4. Необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков ПРС должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей.
При проектировании ПРС необходимо учитывать следующие факторы: Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые: провоцируют ребенка на агрессивные действия; вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игры - людям и животным), роли которых исполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый); вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игр, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и др.); провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием; вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста Антропометрические факторы, обеспечивающие соответствие росто-возрастных характеристик параметрам предметной развивающей среды. Мебель должна находиться в соответствии с ГОСТ Психологические факторы, определяющие соответствие параметров предметной развивающей среды возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики ребенка.
При реализации ООП ДО в различных организационных моделях и формах дошкольного образования ПРС должна в обязательной (инвариантной) части полностью соответствовать настоящим требованиям. В соответствии с ФГТ к структуре ООП при реализации вариативной части программы ПРС должна в количественном и качественном отношении отражать видовое разнообразие учреждений (групп) дошкольного образования, наличие приоритетных направлений деятельности, специфику социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий осуществления образовательного процесса.
критериям оценки материально-технических и медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ содержанию вариативной части ООП ДО, разработку которой обеспечивают субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления, образовательные учреждения, реализующие ООП ДО санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и режиму воспитания и обучения детей в ДОУ
ИГРА ИГРОВЫЕ ПОСОБИЯ ЖИВОЙ ОБРАЗЕЦ
ИГРА Сюжетная игра Игры с правилами
Ситуация Замысел Построение ПРС
СЮЖЕТ действия персонажей пространство (место) действия персонажи (роли)
соответствие состояния и содержания территории, здания и помещений санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной и электробезопасности, требованиям охраны труда воспитанников и работников; наличие и необходимое оснащение помещений для питания воспитанников, а также для хранения и приготовления пищи в соответствии с санитарными правилами оснащенность кабинетов, физкультурного зала, спортивных площадок, бассейна необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарем; наличие необходимого оснащения помещений для работы медицинского персонала; наличие в учебных помещениях здоровьесберегающего оборудования используемого в профилактических целях; наличие необходимого квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную и коррекционную работу с детьми сформированность культуры здоровья педагогического коллектива (подготовленность педагогов по вопросам здоровьесберегающих методов и технологий; образ жизни и наличие ответственного отношения к своему здоровью