Татьяна Викторовна Рыжова, преподаватель кафедры дошкольного образования СПб АППО
Цель – развитие ребенка Зона ближайшего развития
Качественный подход к развитию ребенка Развитие определяется как «... процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях » ( Л. С. Выготский, 1956).
Принцип активности, инициативности и субъектности в развитии ребенка. Состояние развития никогда не определяется только его созревшей частью, или актуальным уровнем развития ; необходимо учитывать и созревающие функции, или зону ближайшего развития, причем последней отводится главенствующая роль в процессе обучения, т. к. сегодняшняя зона ближайшего развития завтра станет для ребенка уровнем его актуального развития. Среда является источником развития ребенка.
Одно и то же средовое воздействие по - разному сказывается на детях разного возраста в силу их различных возрастных особенностей. Воздействия среды сами меняются в зависимости от того, на какие психологические особенности ребенка они накладываются. Обучение является движущей силой развития ребенка, или « обучение ведет за собой развитие », где обучение понимается в контексте понятия « зона ближайшего развития ». В качестве основных условий полноценного развития ребенка выступают : общение между ребенком и взрослым и нормальное развитие ( созревание и функционирование ) нервной системы ребенка.
основные положения возрастной психологии и дошкольной педагогики возможность реализации этих положений в массовой практике дошкольного образования Содержание программы
Решение поставленных целей и задач, рационально используя необходимые и достаточные ресурсы Максимально приближаться к разумному « минимуму »
Воспитание, развитие, обучение Знания, умения, навыки Формирование полноценной личности
Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей Непосредственно образовательная деятельность Основные формы : игра, наблюдение, экспериментирование, разговор, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность и др. Решение образовательных задач в ходе режимных моментов Актуальная предметно - развивающая среда
признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса
Необходимо обеспечивать развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями Создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития
Ранний, младший возраст Средний возраст Старший возраст Подготовительный к школе возраст Успешность в школе
Чтобы отвечать принципу системности, образовательная программа должна представлять собой целостную систему высокого уровня : все компоненты в ней должны быть взаимосвязаны и взаимозависимы.