Основы организации бюджетного процесса
Правовой основой бюджетного процесса в Российской Федерации выступают: Конституция Российской Федерации, Бюджетный кодекс РФ, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Бюджетный процесс включает в себя четыре стадии бюджетной деятельности: 1. составление проектов бюджетов; 2. рассмотрение и утверждение бюджетов; 3. исполнение бюджетов; 4. составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности.
Участниками бюджетного процесса являются: Президент Российской Федерации; органы законодательной власти; органы исполнительной власти; органы денежно-кредитного регулирования; органы государственного и муниципального финансового контроля; государственные внебюджетные фонды; главные распорядители и распорядители бюджетных средств; иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия; бюджетные учреждения, государственные муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов.
Основными задачами бюджетного процесса являются: 1) выявление материальных и финансовых резервов государства; 2) максимально приближенный к реальности расчет доходов бюджета; 3) максимально точный расчет расходов бюджета; 4) обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов; 5) согласование бюджетов с реализуемой экономической программой; 6) осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределенья источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и др.
Ему предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов. Первый этап бюджетного процесса – составление проектов бюджетов.
Президент РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году, направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание, в котором им определяется бюджетная политика на очередной финансовый год.
Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативных финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг и иных установленных нормативов.
Порядок рассмотрения закона (решения) и его утверждения определяется для (ст. 187 БК РФ): федерального бюджета – Бюджетным кодексом; бюджета субъекта РФ – законом субъекта Российской Федерации; местного бюджета – правовыми актами органа местного самоуправления в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ.
Рассмотрение и принятие проекта закона о федеральном бюджете регулируется главой 22 БК РФ. Согласно ст. 196 указанного Кодекса, проект закона о федеральном бюджете рассматривается Государственной Думой в трех чтениях. Принятый в четвертом чтении федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней передается на рассмотрение и одобрение Советом Федерации (ст. 207 БК РФ), а затем Президенту РФ для подписания и обнародования (п. 2 ст. 208 БК РФ).