Исследовательская работа Притча «О Блудном сыне» и ее отражение в искусстве и литературе ( на примере произведения А.С. Пушкина «Станционный смотритель») Автор : Шайхлисламова Таня, ученица 7 Б класса Руководитель: Тарамалы Ю.О., учитель русского языка и литературы
ЦЕЛЬ:
Почему Библию называют вечной книгой? Где мы впервые встречаемся с историей блудного сына? Как вы понимаете значение слова «блудный» ?
«Блудный - заблудший, совершивший ошибку, впавший в заблуждение».
Блудный сын в живописи Назарет. Базилика Благовещения
Джеймс Тиссо Иероним Босх Ян Сандерс ван Хемессен Сальватор Роза Доре
Бартоломео Мурильо
Харменс Ван Рейн Рембрандт ( ) «Возвращение блудного сына»
«Авось, - думал смотритель, - приведу я домой заблудшую овечку мою». А. С. Пушкин. Станционный смотритель.
Какому эпизоду сюжета посвящено полотно? Назовите детали картины, позволяющие утверждать это, не обращаясь к названию. Попробуйте озвучить полотно словами из притчи. Какой смысл мы вкладываем в выражение «называться сыном»? Предполагает ли звание сына, дочери ответственность за людей, подаривших тебе жизнь?
Что странное можно отметить в интерьере? Почему рассказчик так пристально всматривается в картинки. украшавшие «смиренную, но опрятную обитель»? Чем отличается положение «почтенного старика в колпаке и шлафроке» от обстоятельств несчастного Самсона Вырина? Какие события, последовавшие за побегом Дуни, подтверждают, что «старик не снёс своего несчастья»? Попробуйте найти в тексте «подсказки автора», показывающие, что Дуня знала, чего хочет?
Почему так безутешен Самсон, только ли из-за своего трагического одиночества? Чего боится покинутый отец? Увидел ли старик дочь в обществе «неверных друзей»? Зачем, упоминая второй раз о комнате смотрителя, автор снова пристально вглядывается в картинки?
Почему автор не украсил жилище станционного смотрителя репродукцией Рембрандта, а предпочёл картинки? Отчего Пушкин не закончил повесть столь же радостно, как Рембрандт свою картину? Можно ли считать, что возвращение Дуни состоялось? Вспомните слова притчи «… был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся». Отчего рассказчик, услышав весть о пребывании Дуни на станции, «не жалел уже ни о поездке, ни о семи рублях…»?
Стоило ли обсуждать эту тему? Велико ли её значение? Научил ли вас Пушкин быть детьми?
Домашнее задание: 1 вариант. Напишите рассказ-предположение «Как сложилась дальнейшая жизнь Дуни?». 2 вариант предполагает написание развёрнутого ответа на вопрос «Будет ли Дуня счастлива?». 3 вариант – составление портретной характеристики Дуни Выриной.