1 Матрица Хэддона Елена Сваткова директор ООО «АвтоДорожный Консалтинг»
2 ДТП – результат неблагоприятного сочетания ряда причин Причины группируются по факторам риска: Участники дорожного движения Транспортные средства Дорога и окружающая среда Группирование выявляет целевые области для приложения усилий
3 Внешние факторы, повышающие риск ДТП: перегруженность дороги транспортом, осадки, темное время суток, опасное состояние покрытия, дорожные работы Могут влиять по отдельности и в сочетаниях
4 ЗАДАЧА: Определить основные причины ДТП (основные риски ДТП) ЗАЧЕМ? Правильная причина Правильные меры, оптимальные затраты, гарантированный результат (предупреждение)
5 МАТРИЦА ХЭДДОНА – ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ С МНОГИМИ ПЕРЕМЕННЫМИ Вклад в системное решение сложных задач аварийности внес в начале 70-х Вильям Хэддон, который предложил матрицу, получившую распространение под названием Матрица Хэддона В основе матрицы - взаимодействие «человек – автомобиль - дорога» и фазы дорожно-транспортного происшествия
6 Фазы дорожно-транспортного происшествия 1. До ДТП 2. Во время ДТП 3. После ДТП
7 Структура матрицы: Фаза ДТПЧеловекАвтомобильДорога ДО ВО ВРЕМЯ ПОСЛЕ ? ?? ??? ?? ?
8 Решение задачи является системным, поскольку : в отношении каждого из факторов риска, в каждой фазе ДТП (девять клеток матрицы), можно вмешаться для снижения вероятности ДТП и его последствий
9 Факторы риска и их сочетания Дорога 34% 57% 3% 2% 3% 27% 6% 1% Человек 93% Автомобиль 12% ( данные Министерства транспорта Германии, 2002)
10 Преимущества применения Матрицы 1. Порядок и системность 2. Охват проблемы 3. Распределение ответственности по ведомствам 4. Планирование координированных действий 5. Основа для составления программ
11 Матрица Хэддона имеет ограничения в применении 1. Является инструментом оперативной работы 2. Оставляет за областью внимания первоочередные вопросы: транспортной политики, планирования сетей и землепользования, экономики