Критическое мышление представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения. Критическое мышление – это необходимое дополнение к творческому мышлению
Творческое мышление - мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи
Для критического мышления характерно: Контролируемость Обоснованность
5 составляющих критического мышления (Д.Клустер): Критическое мышление – мышление самостоятельное, носит индивидуальный характер, Информация является отправным пунктом, знание создаёт мотивировку, без которой человек не может критически мыслить, Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые необходимо решить, Критическое мышление стремится к убедительной аргументации, Критическое мышление – это мышление социальное.
«+» критического мышления: Навыки критического анализа – важная составляющая современного человека, Активизирует учебный процесс и повышает самостоятельность обучающегося, Позволяет учитывать особенность обучающегося, Не привязано к предметной области, можно использовать при изучении широкого комплекса предметов.
Технологические приёмы критического мышления: 1) приём «Знаю-Хочу знать- Узнал» Был разработан в 1984 году Донной Огл. Цель – развитие рефлексивности в процессе познания. Когда обучающиеся работают в данном приёме, они учатся соотносить известное и новое, учатся определять свои познавательные запросы, обосновывая их известной им информацией.
2) Приём «толстые» и «тонкие» вопросы «тонкие» вопросы – репродуктивные: Простые (что? где? Когда?) Уточняющие (как звать? Мог ли? Было ли?) Практические ( согласны ли вы? Возможно ли?) «толстые» вопросы – продуктивные: Оценочные ( каково ваше отношение? Чувства?) Творческие (что бы вы сделали, если бы? Как бы вы изменили?) Интерпретационные ( можете ли подтвердить различие..?)
Репродуктивные вопросы работают на узнавание, понимание, применении информации, Продуктивные – на уровне анализа, синтеза, оценки.
3) Приём «INSERT» Представляет собой особую маркировку текста при его прочтении. Данный приём предполагает либо работу на полях, либо в таблице с последующим заполнением
4) Приём «Бортовой журнал» используется на всех этапах занятия. Обучающиеся в процессе изучения темы записывают свои мысли, новые термины, возникающие вопросы, дают оценку событиям Новые слова, терминыВозникающие вопросыОценка событий
5) Приём «Кластер» Графическая систематизация материала Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определённом порядке в виде грозди
6) Приём «Синквейн» - это приём, который требует синтеза материала в кратких предложениях. Правила написания синквейна: 1 строчка – тема называется одним словом(сущ) 2 строчка – описание темы в двух словах(прилаг) 3 строчка – описание действия в рамках этой темы тремя словами(глаг., дееприч) 4 строчка – фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме 5 строчка – синоним (метафора) из одного слова, который суть темы.