Понимание общепринятости значений слов детьми 2-3 лет Е.Ф. Власова, А.А. Котов, Т.Н. Котова
Общепринятое или ситуативное название? Возрастные различия ( Henderson & Graham, 2005; Diesendruck & Markson, 2001 ) Лингвистические формы ( Diesendruck & Markson, 2001 ) Коммуникативный контекст ( Котов А.А., Власова Е.Ф., Гудкова В.С., 2011 )
Гипотезы При наличии в сюжете игры скоординированных действий с объектами дети воспринимают условные названия как общепринятые и пользуются ими при обращении к другому взрослому, не присутствовавшему в ситуации наименования При отсутствии в сюжете игры скоординированных действий с объектами дети воспринимают условные названия как ситуативные и не используют их при обращении к «постороннему» взрослому (не присутствовавшему в ситуации наименования) Гипотеза о возрастных различиях: группы 2-3 года, 3-4 года и 4-5 лет
Экспериментальные объекты Тренировочные Тестовые
Условные названия тестовых объектов
Процедура эксперимента
Результаты Без сюжетаС сюжетом Количество неконвенциональных ответов 10 76,9% 7 46,7% Количество конвенциональных ответов 3 23,1% 8 53,3% 11 детей от 2,4 до 3,1 лет
Обсуждение результатов Для одной возрастной группы (2-3 года) гипотеза подтвердилась частично: отсутствие скоординированных действий с объектами приводит к увеличению количества «неконвенциональных» ответов (т.е. дети называют объекты их естественными наименованиями) однако наличие скоординированных действий с объектами дает равное распределение ответов обоих типов – преимущество для «конвенциональных» ответов не было получено
Спасибо за внимание!