Качество образовательного процесса Качестворезультатов Качество условий и ресурсовСобытия:уроки,мероприятия,оснащение и обустройство и т.д. и т.д. Качество управления Качество ВШК, стиль управления, система поощрений и т.д. Качествоработыучителя
Что мотивирует педагогических работников, повышает эффективность и результативность их работы?
Теория мотивации Ф. Герцберга, последователя и разработчика «школы человеческих отношений» Элтона Мейо
Группа факторов, которая непосредственно влияет на удовлетворение физиологических потребностей человека гигиенические факторы уровень заработной платы, межличностные отношения в коллективе, политика администрации, степень непосредственного контроля за работой персонала, комфортабельность рабочих мест сотрудников не стимулируют персонал к хорошей работе
Мотивирующие факторы Удовлетворение потребностей в признании и уважении, эстетических и познавательных, в реализации своих возможностей и развитии собственной личности. успех деятельности работника, признание и одобрение результатов его труда, продвижение по службе, высокая степень ответственности, возможности для творческого и делового роста. оплата труда, если таковая зависит от результативности деятельности работника
Вывод: мотивирующие факторы работают на достижение целей школы. гигиенические факторы успешно воздействуют на удовлетворенность сотрудников своим трудом
1. Выделить критерии деятельности учителя 2. Для каждого критерия определить показатели 3. Показатели соотнести с системой ВШК, если отсутствуют – доработать ВШК !!!
Успех учителя необходимо оценивать, рассматривая три набора показателей: 1.Учебные достижения учеников (качество результатов) 2. Создание качественных условий и ресурсов для учебного успеха учеников (качество внешних ресурсов и условий, создаваемых учителем для учеников) 3. Реализация деятельности педагога в профессиональном социуме
1.Учебные достижения учеников (качество результатов)
Учащиеся, успевающие на «4» и «5» Доля учащихся, успевающих на «4» и «5» Мониторинг результатов ЗУВР, пред. МО Учащиеся, получившие статус победителей олимпиад, конкурсов, смотров Доля учащихся, получивших статус победителей в соревнованиях разного уровня Мониторинг результатив- ности образователь- ного процесса ЗУВР, пред. МО Учащиеся, повысившие уровень обученности за анализируе- мый период Степень обученности учащихся (СОУ) Пересчет данных мониторинга обученности без сбора дополнительных данных ЗУВР, пред. МО
Учащиеся, повысившие общий уровень обучаемости и/или отдельных параметров общей обучаемости (кроме обученности) Рост внутренних ресурсов учебного успеха ученика Мониторинг уровня развития общеучебных умений, мотивации, мыслительных 0УН (по специальным контрольно- методическим срезам, анкетированию, опросам психологов, социологов) ЗУВР, Пред.МО, психологи, социологи
Достижения ученика в развитии личности Активность и успешность учащихся во внеклассной и внешкольной учебной и социально- значимой деятельности Мониторинг воспитанности и социализиро- ванности учащихся Кл. рук., ВШК - зам. дир. по ВР
2. Создание качественных условий и ресурсов для учебного успеха учеников (качество внешних ресурсов и условий, создаваемых учителем для учеников)
«Ключевые профессиональные компетенции» (Совет Европы) Соответствующие компетенции в нашей совокупности компетенций 1.Коммуникативная компетенция – способность эффективно общаться, устанавливать деловые контакты, сотрудничать, взаимодействовать в команде и т.д.; 1, 2, 3, 4, 5 2.Информационная к. – навыки поиска, отбора, предъявления информации, решения профессиональных задач с помощью компьютера… 1, 2, 3, 4, 5 3.Предпринимательская – способность улавливать сигналы рынка, овладевать навыками экономического и правового анализа профессионально – трудовых ситуаций, умением бизнес-планирования… 2, 4, 5 4.Способность к эффективному поведению на рынке труда – навыки проектирования профессиональной карьеры, трудоустройства, адаптации на рабочем месте… 2, 3, 4, 5 5.Способность к самоуправлению – умение ставить и реализовать жизненные цели, организационно – управленческий потенциал, способность эффективно использовать собственные ресурсы и ресурсы других, рефлексивные умения… 5, 2, 3, 4
Анализ курсов «Педагогического университета «Первое сентября»» 2006/ /2009 Предметно-методологическая компетенция5577 Психолого-педагогическая компетенция422 Компетенция в области валеологии образовательного процесса 112 Коммуникативная компетенция817 Компетенция в области управления системой «учитель-ученик»: трансляцией собственного опыта исследовательской деятельностью ростом компетентности 036
Позиционно-ценностная составляющая ВАЛ Операционально- технологическая составляющая Когнитивная составляющая ПР-М УПР П-П КОМ ИССЛ ИН-Т МАРК АКМ
Предметно-методологическая компетентность может быть измерена так: Реализация учителем требований Стандартов ВШК обученности Учитель владеет разнообразными современными методиками и технологиями преподавания предмета, в том числе с ИКТ ВШК уроков Учитель целенаправленно выбирает и/или конструирует методики преподавания от особенностей контингента детей ВШК уроков, планы уроков Учитель обеспечивает образовательный процесс ресурсами, социализирующими и развивающими каждого ученика средствами учебного предмета ВШК уроков, ВШК кабинетов Учитель успешно реализует разнообразные формы и виды предметной внеурочной деятельности, в том числе, проектной, экскурсионной, предметные декады и т.д. ВШК воспит. работы Учитель создает и/или реализует предметные профильные элективные курсы ВШК уроков
Психолого-педагогическая компетентность может быть измерена так: Учитель владеет системой знаний об уровне развития личных внутренних ресурсов успеха своих учеников, использует эти знания при обсуждении успехов и неудач учеников ВШК уроков, собеседования по результатам Учитель владеет способами педагогического анализа уровня развития внутренних ресурсов учебного успеха учеников ВШК уроков, собеседования по результатам Учитель успешно реализует навык выбора или конструирования заданий, целенаправленно развивающих конкретные внутренние ресурсы учащихся (память, внимание, модальность, мотивацию, и т.д.) ВШК уроков, собеседования по результатам Учитель успешно реализует индивидуализированные программы развития учащихся на основе психолого- педагогического анализа ВШК уроков, собеседования по результатам
Валеологическая компетентность может быть измерена так: Учитель реализует требования здоровьесбережения в организации урока (содержание, структура) ВШК уроков Учитель реализует требования здоровьесбережения в оснащении и оборудовании (сан-гиг. условия, правила работы в лаборатории, с компьютером и т.д.) ВШК уроков, ВШК кабинетов Учитель реализует знания о здоровье своих учащихся в реальном учебном процессе (данные о детях от врача, психолога, о детях с ОВЗ) ВШК уроков, ВШК внеурочной деятельности, наблюдения
Коммуникативная компетентность может быть измерена так: В общении с учащимися учитель использует понимающий и директивно-понимающий стиль общения, выстраивая его на договорных основах. Наблюдения, микроисследования, ВШК уроков На уроках учитель реализует все формы общения – диалог, полилог, консалтинг, обучает этим формам учащихся. ВШК уроков Учитель успешно реализует социальную роль посредника в ситуациях конфликта в детском коллективе Наблюдения, анкетирование, ВШК ВР Учитель владеет разнообразными приемами педагогического общения, приемами поощрения и порицания, добивается педагогически значимого результата, используя общение без насилия Наблюдения, ВШК ВР Учитель работает в команде, выполняя различные роли – лидера и исполнителя, профессиональное общение с коллегами выстраивает на основе толерантности и конструктивности Анализ качества методической системы Общение с родителями учитель выстраивает конструктивно на основе законодательных актов. ВШК качества управления
Управленческая компетентность может быть измерена так: Учитель успешно выделяет и анализирует цели и результаты каждого урока, темы, курса, корректируя их при необходимости от задач школы и особенностей контингента учащихся ВШК уроков, собеседование по результатам Учитель умеет проанализировать качество организационных условий и ресурсов урока, темы, курса и корректировать это качество по результатам анализа ВШК уроков, ВШК кабинетов Учитель управляет организацией учебной деятельности учеников «от результатов» - предъявляет учащимся обязательные результаты обучения, обучает учащихся планированию учебной деятельности ВШК уроков Учитель свободно структурирует содержание учебного материала в зависимости от целей, ресурсов и режима обучения ВШК уроков Учитель свободно структурирует содержание учебного материала в зависимости от особенностей контингента ВШК уроков
3. Реализация деятельности педагога в профессиональном социуме
3. Деятельность учителя по обеспечению высокого уровня качества образовательной среды в профессиональном социуме 1. Участие в реализации образователь- ной программы и программы развития школы Активное участие в работе школьной методической системы. Разработка, апробация, трансляция образовательных продуктов (программ, учебников, технологий), принятых и одобренных профессиональным социумом Анализ работы МО Аналитические материалы НМС школы. Внешняя экспертиза ОМЦ, МИОО, Центра качества Замдиректора по НМР, замдиректора по УВР, председатель МО
3. Деятельность учителя по обеспечению высокого уровня качества образовательной среды в профессиональном социуме 2. «Горизонтальная карьера» учителя Благополучное прохождение аттестации Успешное обучение на курсах повышения квалификации Экспертные заключения Дипломы, свидетельст-ва ЗНМР, ЗУВР 3. Участие в реализации образовательной программы округа, города, России Участие и победы в профессиональных конкурсах Дипломы, свидетельства ЗНМР, ЗУВР
Я учу математике 7 Б Я учу математике Петю и Машу в 7 Б Я вместе с Петей, и Машей из 7 Б средствами математики познаю мир и учусь управлять миром и самим собой Учитель – «предметник» Учитель- «наставник» Учитель- партнер
1.Чем больше человек знает, тем правильнее он будет поступать. 1.Правильные поступки (успех) человека зависят не столько от объема знаний, сколько от их качества, но, главное, от его умения пользоваться этими знаниями как инструментами при решении проблем.
2. Учитель учит ученика. 2. Ученик учится сам, учитель создает для этого условия. Доля субъектности ученика растет от первого до выпускного класса, в идеале достигая 100%.
З. Педагогика – самодостаточная наука. 3. Система педагогического знания включает данные широкого спектра наук: этнопсихологии, теории управления, психофизиология и т.д. Любая наука, изучающая человека, имеет педагогическую составляющую.