Компетентность заместителя директора школы по УВР в соответствии с требованиями ФГОС и НСОТ
Галеева Наталья Львовна, профессор кафедры управления образовательными системами МПГУ, доцент, канд. биол. наук, Почетный работник среднего общего образования, «Учитель года Москвы -2003» Сайт: galeeva-n.uCoz.ru
Пространство реализации профессиональной компетентности педагогического коллектива учителя Федеральный государственный образовательны й стандарт Наша Новая школа Столичное образование- 5 Новая система оплаты труда Закон про обучение детей с ОВЗ Квалифика- ционный справочник Государственная программа развития Московского образования на период годы
НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ
ЗУНОУУН/УУД ПОЗИЦИЯ, ОТНОШЕНИЕ В основе Стандарта компетентностный и системно-деятельностный подходы
Чем компетентностный подход отличается от традиционного, ЗУНовского? ЗУНовскийподход: В результате обучения – Знания, умения, навыки по предмету по предмету, соотнесенные с практикой реальной жизни уже в процессе обучения 1. Знания, умения, навыки по предмету, соотнесенные с практикой реальной жизни уже в процессе обучения Над- и метапредметные знания, умения, навыки, обеспечивающие качество процессов саморазития, самопознания и самообучения на всю жизнь. 3. Отношение к приобретенным знаниям и к самому процессу их приобретения Компетентностный подход: В результате обучения –
Позиционно-ценностная составляющая ВАЛ Операционально- технологическая составляющая Когнитивная составляющая ПР-М УПР П-П КОМ ИССЛ ИН-Т МАРК АКМ
Структура профессиональной компетентности завучаОрганизационно-деятельностная Формируется на основе: знания основ науки об управлении; владения управленческими технологиями: педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты образовательного процесса в системах разного уровня: учитель – ученик, учитель- учитель, учитель – завуч, учитель – пред. м/о и т.д. владения технологиями оптимального распределения управленческих полномочий «по вертикали»
Обязательная составляющая принцип критериального оценивания системно-деятельностного подхода – принцип критериального оценивания
Применение, отношение Коммуника- тивные УУД познавательные, регулятивные, ИКТ Предметные результаты
ПРЕДМЕТ тем Название темы Знание /пони- мание Мышле- ние Коммуни -кация Приме- нение Мониторинг/Дневник ИП
Критериальное оценивание несет в себе потенциал сохранения здоровья учеников и учителей - ученик становится настоящим субъектом своего обучения - снижается школьная тревожность ученика -учитель от роли «судьи в последней инстанции» переходит к роли консультанта, специалиста, тьютора.
Требования к качеству занятия Дата Класс Тема Админ Дата Класс Тема Админ Дата Класс Тема Админ Дата Класс Тема Админ Дата Класс Тема Админ Дата Класс Тема Админ Дата Класс Тема Админ Дата Класс Тема Админ Дата Класс Тема Админ 2 – требование выполнено 1 – есть резервы 1 – есть резервы 0 - требование практически не выполнено Сумма баллов Качество урока Сумма баллов х 100% 16 56%81% 100 – 85% оптимальный уровень 84 – 60% допустимый уровень 59 – 50% - критический уровень менее 50% - недопустимый уровень
Структура профессиональной компетентности завуча Предметно- методологическая: Формируется на основе: знания специфики предметных методик; владения навыками ориентирования в вопросах современных достижений методологии предметного обучения; ориентации в информационном поле обязательных достижений по разным предметам.
« … Все эти три качества обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова. У кого мало познаний, тот невежда; у кого ум не привык мыслить, тот груб или тупоумен; у кого нет благородных чувств, тот человек дурной». Николай Гаврилович Чернышевский
Образовательные результаты по ФГОС Предметные (знания) Метапред- метные (УУД) Личностные (отношение, позиция) «…обширные знания» «…привычка мыслить» «…благородство чувств»
Схема 1. Ресурсы реализации требований ФГОС к образовательным результатам Ресурсы ученика Ресурсы учителя Знаю, могу, умею, хочу Содержание предмета Формы и виды учебной деятельности ученика Стиль и способы педагогической коммуникации Методики и технологии обучения Материально- техническое оснащение Компетентность учителя
Компетентность учителя определяется умением учителя переводить внешние ресурсы во внутренние ресурсы ученика, умением учителя переводить внешние ресурсы во внутренние ресурсы ученика, и управлять внешними ресурсами в целях роста и развития внутренних ресурсов ученика и управлять внешними ресурсами в целях роста и развития внутренних ресурсов ученика
Структура профессиональной компетентности завуча Формируется на основе: Теоретических знаний в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов; умения использовать эти знания в конструировании реального образовательного процесса; владения технологиями управления формированием этих навыков у учителей в рамках методической работы в школе. Психолого- педагогическая:
ПРИКАЗ от 26 августа 2010 г. N 761н Учитель Должностные обязанности. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, … современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
«Мы не говорим педагогам, поступайте так или иначе; мы говорим им: изучайте законы тех психологических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить» К.Д.Ушинский Человек как предмет воспитания // Собр. Соч. в 11 т.- М., – Т.8.С.55
Структура профессиональной компетентности завучаИнформационно-технологическая: Формируется на основе: навыков использования информационных технологий в ежедневной работе; владение полимодальным способом получения, переработки и выдачи больших объемов информации владение стратегией равнополушарного мышления; умения инициировать и направлять развитие этих составляющих профессионализма учителя.
Информационная карта урока учителя (лицевая сторона) Модуль ( тема) Тема урока « _______________________________________________________» Целеполагание для ученика (ЗУН – что надо знать, что уметь после изучения темы) Целеполагание для учителя (в управленческих формах: организовать, научить, помочь осознать и т.д.) Предметные цели 2. Цели, отражающие развитие ОУУН 3. Цели воспитательные, развивающие личностную мотивацию, социализирующие цели Опорные понятия, термины Новые понятия, термины Домашнее задание
Информационная карта урока учителя(на обороте) Этапы урокаДеятельность учащихся Дидактическое обеспечение 1.Организационный момент ( тема, содержание урока, план) Подведение итогов урока
Вариант технологической карты учебного модуля ТК учебного модуля «______________________» Цели для ученика Цели для учителя (компетентность) 1. Предметные 2. Развивающие 3. Воспитательные ДОб, К д1д1 д2д2
Учебный модуль как информационный ресурс Варианты зачетных работ с уровневым и дескрипто рами ИКУ 1 для учителя ИКУ 1 для ученика ТК модуля Дидактич. Материалы к уроку 1 и т.д.
Структура профессиональной компетентности завучаВалеологическая: Формируется на основе: Теоретических знаний в области валеологии; умений проектировать и поддерживать здоровьесберегающую образовательную среду (урок, кабинет, педагогическое общение и т.д.); владение технологиями управления этим качеством образовательной среды.
Здоровьесберегающая среда как результат Здоровьесбережение как цель Здоровьесбережение как процесс Здоровьесберегающая деятельность Обеспечение здоровьесбережения как качества любой деятельности Здоровьесберегающие технологии Специальные программы Определение здоровьесберегающего потенциала любой формы деятельности
Структура профессиональной компетентности завуча Формируется на основе: Практическое владение приемами ЭФФЕКТИВНОГО общения; способность анализировать и корректировать различные виды педагогического взаимодействия между участниками образовательного процесса, детьми и родителями; способность управлять уровнем эффективного общения между участниками ОП. Коммуникативная:
Структура профессиональной компетентности завуча умения транслировать и организовывать трансляцию передового опыта учителей внутри школы, в социуме школы; в образовательном пространство округа, города Умения обобщать свою работу в виде отчетов, выступлений, статей; выступлений, статей; … «прибыльное для компании удовлетворение потребностей других людей». Маркетинговая: умения обеспечить информационное сопровождение участия учителей и всего коллектива в смотрах, конкурсах на получение грантов Формируется на основе:
Структура профессиональной компетентности завуча умения спланировать, организовать, провести и проанализировать микроисследование, педагогический пилотный эксперимент. Исследовательская: Формируется на основе: умения управлять процессом реализации ОЭР в школе.
Структура профессиональной компетентности завуча профессионального самосовершенствования владения навыками постоянного профессионального самосовершенствования, позволяющего эффективно инициировать и поддерживать процессы самопознания, саморазвития и самоопределения всех субъектов образовательного процесса; Акмеологическая: Формируется на основе: технологиями управления процессом роста профессиональной компетентности владение технологиями управления процессом роста профессиональной компетентности всех участников образовательного процесса в школе. «…изучает закономерности и технологии развития профессионализма и творчества как форм оптимального осуществления всевозможных видов профессиональной деятельности».
Базовый, репродуктив- ный уровень реализации компетенций (низкий уровень реализации управленческих функций – «скажите мне как, что и зачем и я сделаю») Продуктивный уровень (достаточный уровень реализации управленческих функций «я знаю много способов, скажите мне критерии выбора») Высокий уровень реализации управленческих функций «я знаю, зачем, могу корректировать цели … от условий, выбрать наиболее эффективные способы обучения, при дефиците ресурсов – создаю собственные, могу управлять в ситуации неопределенности») Ситуативноеуправление Ситуативное и тактическое управление Стратегическое,опережающее управление
Благодарю за внимание!