Все уже давно написано. По счастью, не обо всем еще подумано. С.Е. Лец Непричесанные мысли, 1999
Управление как дидактический ресурс качества образования в образовательных системах разного уровня
Системообразующие понятия процесса обучения: цели обучения, деятельность учителя (преподавание), деятельность учащихся (учение) результат. Обучение, как целостная система Переменными составляющими этого процесса выступают средства управления качеством обучения. Они включают: содержание учебного материала, методы обучения, материальные средства обучения (наглядные, технические, учебные пособия и др.), организационные формы обучения и учебной деятельности учащихся.
Процесс обучения рассматривается в дидактике, как деятельность, и потому в нем четко просматриваются: -анализ -анализ исходной ситуации, -определение и постановка цели -определение и постановка цели обучения и принятие ее учащимися; -планирование -планирование работы, -выбор -выбор содержания и средств достижения цели, -предъявление нового фрагмента учебного материала разными способами и его осознанное восприятие; -исполнение обучающих и учебных операций, -организация -организация совместной работы учителя и учеников; -организация -организация обратной связи, -контроль и коррекция -контроль и коррекция работы по усвоению содержания материала и самоконтроль; анализ и самоанализ, оценка результатов - анализ и самоанализ, оценка результатов обучения; - подготовка и работа учащихся вне школы.
И.Я. Лернер: Учение не совпадает с усвоением, это – деятельность по организации для себя условий усвоения содержания социального опыта. Включает планирование, деятельность усвоения и контроль за его эффективностью.
«…Мы должны, наконец, понять, что обучение есть деятельность управленческая. Управлять учением – значит создавать такие условия, при соблюдении которых деятельность учения достигала бы поставленных целей. Жаль, что в зале нет специалистов в области управления…». Из речи В.В.Давыдова на конференции международной ассоциации Развивающего обучения.
Образовательная система «учитель- обучающийся»
Управленчес кая деятельность как дидактическ ий ресурс Технология ИСУД/мотивационный потенциал форм и видов учебной деятельности/учет и развитие мотивационно-волевой сферы обучающихся/ курс «Сам себе учитель» МПК Мотивационный потенциал технологии мониторинга уровня профессиональной компетентности (МПК) учителей школы Мотивационный потенциал технологии проектирования индивидуальных траекторий развития зам. директоров школ на основе результатов мониторинга … учителей школ
В.П. Беспалько выражает процесс обучения формулой: ДП = М + Аф + Ау, ДП где ДП - дидактический процесс; М - М - мотивация учащихся к учению; Аф Аф - алгоритм функционирования, учебно-познавательная деятельность ученика; Ау Ау - алгоритм управления, деятельность преподавателя по управлению учением. ДП = Ау ( М + Аф)
Технология ИСУД/возможность получения информации об исходном состоянии внутренних учебных ресурсов обучающихся, на этой основе анализ всех внешних ресурсов, обучение учащихся самоанализу, развитие «западающих» ресурсов/ С.Г. Воровщиков, Н.К. Винокурова Технология ИСУД/основа анализа качества по результатам; целевая функция дидактики Технология МПК /обучение учителей самоанализу/ А.А. Ярулов, Л.И. Маленкова, Е.И. Фадеева Технология МПК: эффективно и оперативно управленческая информация проходит «по вертикали», обучение работе в ПРУФ каждого педагога и управленца Управлен ческая деятельн ость как дидактич еский ресурс
Технология ИСУД/возможность для учителя целенаправленно планировать как учет так и развитие внутренних ресурсов обучающихся Технология МПК: повышение качества обучающей функции методической работы в школе на основе планирования по данным мониторинга Обеспечивается качество образовательного результата в условиях опережающего управления, Одновременно обеспечивается целенаправленное развитие образовательной среды – субъектов, ресурсов, условий. Управленч еская деятельно сть как дидактиче ский ресурс Модульная технология планирования
Технология ИСУД/возможность для учителя реализовать рефлексивную функцию для целенаправленной организации ОП/технология ДПР Лебедева В.В. Технология МПК/мониторинг на основе МПК создает условия для развития адекватности самооценки учителем качества как результатов так и процесса собственной деятельности/система оценки качества ЗСС - Шклярова О.А. Технология МПК: окружная система повышения квалификации учителей и зам. дир. по УВР работает как АНДРОГОГИЧЕСКИЙ ресурс РЕАЛИЗАЦИИ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА/ Корнеева И.Г. Управле нческая деятельн ость как дидакти ческий ресурс
Технология ИСУД/возможность для учителя реализовать и диагностировать уровень достижений целей ФГОС/ Е.В. Бахарева Мониторинг качества ОП на основе технологии МПК позволяет определять и корректировать качество не только внутренних, но всех внешних дидактических ресурсов – информационно- методических, материальных, кадровых / М.И. Нечаев Технология МПК: Система обучения взрослых обеспечивает рост уровня обученности и обучаемости всех субъектов образовательного процесса Управле нческая деятельн ость как дидакти ческий ресурс
Базовый, репродуктив- ный уровень реализации компетенций (низкий уровень реализации управленческих функций – «скажите мне как, что и зачем и я сделаю») Продуктивный уровень (достаточный уровень реализации управленческих функций «я знаю много способов, скажите мне критерии выбора») Высокий уровень реализации управленческих функций «я знаю, зачем, могу корректировать цели … от условий, выбрать наиболее эффективные способы обучения, при дефиците ресурсов – создаю собственные, могу управлять в ситуации неопределенности») Стратегическое,опережающее управление Ситуативное управление Ситуативное и тактическое управление
проектирование компетенций Управление реализацией и развитием компетентности
НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ФГОС
ЗУНУУД ПОЗИЦИЯ, ОТНОШЕНИЕ
В ОСНОВЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ И НОВОЙ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА УЧИТЕЛЯ ФГОС
Примене- ние Коммуника- ция Мышление Знания, понимание
тем Название темы Знание /пони- мание Мышле- ние Коммуни -кация Приме- нение 1.Тема Тема Тема Тема дневник
Рейтинг предметов по динамике изменений уровня мыслительных ОУУН за год. Предметы 2004, март 2005, март Динам ика Меньше 50% справились Физика63 %69+6Логика, вывод Химия47,7 % 53,6 +5,9Синтез, вывод Математика64,369,8+5Синтез, вывод Биология62,8 %64,2+ 1,4Логика, вывод География71,6 % ,8Логика, вывод Литература70,1 % ,1Логика, вывод Русский язык69,0 % 57,6 - 11,4Синтез, вывод Обществоведение, граждановедение 62,5 % ,5Сравнение, логика, вывод История65,8 % 51,2 - 14,6Логика, вывод