МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД РЕАЛИЗУЕМ ТРЕБОВАНИЯ ФГОС Наталья Львовна Галеева, профессор кафедры УОС МПГУ, канд. биол. наук, доцент galeeva-n.ucoz.ru galeeva-n.ru
- Что такое метапредметность, метадеятельность, метазнания, метаспособы? Как они соотносятся друг с другом? - Что такое метапредметы? Где их взять (или как их разработать)? Кто их будет вести? Как изыскать возможность их включения в учебный план при сегодняшней перегрузки учебного материала? - Как увязать необходимость реализации принципа метапредметности в обучении с высокой подготовкой к ЕГЭ? - Существуют ли другие пути обеспечения принципа метапредметности в школе? - - Какие технологии и методики способствуют формированию метапредметных результатов?
В древнегреческом языке предлог μετά (metá) и приставка μετα- имеют значения: «после», «следующее», «за», а также «через», «между»
Предметная деятельность это любая деятельность с предметом: строю, учу, лечу, книги пишу, людей кормлю, здания проектирую, ОБУЧАЮСЬ…).
В любой деятельности есть то, что делает ее осознанной и ответственной, то есть МЕТАПРЕДМЕТНАЯ составляющая то, что делает ее содержательной, то есть ПРЕДМЕТНАЯ составляющая
МЕТАПРЕДМЕТНАЯ составляющая деятельности «ОБУЧАЮСЬ» стратегическая (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ и др.); исследовательская (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод и др.);
проектировочная (замысел, реализация, рефлексия и др.) ; моделирующей (построение посредством знаковых систем мыслительных аналогов - логических конструктов изучаемых систем и др.).
конструирующей (выстраивание системы мыслительных операций, выполнение эскизов, рисунков, чертежей, позволяющих конкретизировать и детализировать проект и др.); прогнозирующей (мысленное конструирование будущего состояния объекта на основе предвидения и выстраивание вариантов сценария разворачивания событий и др.).
Метазнания - знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е. приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ним Метазнания, выступают как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития человека, превращая его из «знающего» в «думающего».
Самостоятельные учебные предметы в учебном плане - МЕТАПРЕДМЕТЫ, цели которых для учащихся открыты и доступны. МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ КОМПОНЕНТ в содержании предметного учебного курса – открытие для учащихся смысла форм, видов и приемов разнообразной учебной деятельности, целенаправленное обучение таким способам деятельности. Осознанный выбор содержания, видов и форм ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в соответствии с требованиями ФГОС к образовательным МЕТАПРЕДМЕТНЫМ результатам. Принцип метапредметности можно реализовать в разных форматах:
Самостоятельные учебные предметы в учебном плане - МЕТАПРЕДМЕТЫ, цели которых для учащихся открыты и доступны. КУРСЫ, в целеполагании которых акцентируются способы деятельности = УЧИМСЯ МЫСЛИТЬ, ПРОЕКТИРОВАТЬ и др. КУРСЫ, в целеполагании которых акцентируются метапонятия – ЗНАК, ПРОБЛЕМА и т.д. КУРСЫ, в первую очередь реализующие личностные образовательные результаты - МИР ЧЕЛОВЕКА, САМ СЕБЕ УЧИТЕЛЬ
Метапредметный компонент в содержании предметного учебного курса НУЛЕВОЙ МОДУЛЬ Диагностические работы в формате ФГОС по каждой теме Картотеки развивающих заданий в формате ФГОС к каждой предметной теме Проектная деятельность в рамках урочной деятельности
Осознанный выбор содержания, видов и форм ВНЕУРОЧНОЙ предметной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в соответствии с требованиями ФГОС к образовательным МЕТАПРЕДМЕТНЫМ результатам
Учебная информация воспринимаемпередаем преобразуем сворачиваем разворачиваем Универсальные учебные действия (УУД) ? ? ? ? Организуем процесс