Новые ориентиры в деятельности учителя физики Третьякова Светлана Владимировна
Основным образовательным результатом является достижение стратегической цели российского образования – воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями, на идеалах демократии и правового государства, в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками
Образовательные стандарты второго поколения: отличия Развитие личности Знания Умения Навыки Новое качество образования Достижение планируемых результатов
Обновленное содержание образования Проектирование процессов и условий получения образовательных результатов Новые ориентиры в оценке деятельности учителя, уровня системы управления качеством образования
Требования ФГОС к основной образовательной программе основного общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 17 » декабря 2010 г. 1897
Введение ФГОС в школе
Образовательные стандарты второго поколения: модель К результа- там освоения К условиям реализации К структуре «ТРИ «Т» – система требований основных образовательных программ
Требования к структуре основной образовательной программы Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы основного общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта и учитывающие региональные, национальные и этнокультурные потребности народов Российской Федерации, а также способы определения достижения этих целей и результатов Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы
ЛИЧНОСТНЫЕЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; с амоидентификация; самоуважение и самооценка Самоопределение: внутренняя позиция школьника; с амоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако- символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации ; у становления аналогий ; подведения под понятие Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако- символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации ; у становления аналогий ; подведения под понятие Основы системы научных знаний Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Предметные и метапредметные действия с учебным материалом
Физика (основная школа) 1) формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики; Общие предметные результаты
Физика (основная школа) 2) формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;
Физика (основная школа) 3) приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений;
Физика (основная школа) 4) понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф; 5) осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;
Физика (основная школа) 6) овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека; 7) развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья; 8) формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов.
Требования стандарта Требования стандарта Базисный учебный план Базисный учебный план Программа ДН развития и воспитания Программа ДН развития и воспитания Примерные учебные программы Концепция ДН развития и воспитания Концепция ДН развития и воспитания Рабочие (авторские) программы и УМК Программа формирования УУД Программа формирования УУД Фундаментальное ядро содержания общего образования Фундаментальное ядро содержания общего образования Планируемые результаты Планируемые результаты Образовательный процесс Система оценки: модель обеспечения качества образования. Вовлечение учителей и обучающихся в оценочную деятельность. Адекватность процедур и механизмов особенностям подхода Система оценки: модель обеспечения качества образования. Вовлечение учителей и обучающихся в оценочную деятельность. Адекватность процедур и механизмов особенностям подхода УМЕНИЯИПРИМЕРЫЗАДАНИЙУМЕНИЯИПРИМЕРЫЗАДАНИЙ УМЕНИЯИПРИМЕРЫЗАДАНИЙУМЕНИЯИПРИМЕРЫЗАДАНИЙ
Примерные программы Примерная программа Пояснительная записка Планируемые результаты Основное содержание Результаты Рекомендации по внеурочной деятельности Варианты тематического планирования Рекомендации по оснащению и методической литературе Все предметы основной школы
Примерные программы Основная школа
Общая характеристика предмета Личностные результаты Метапредметные результаты Общие предметные результаты Частные предметные результаты Цели
Сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу человеческой культуры Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно- ориентированного подхода; формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения Личностные результаты
Рабочие программы Структура 1. Пояснительная записка 2. Общая характеристика курса 3. Описание места в учебном плане 4. Личностные, метапредметные и предметные результаты 5. Содержание курса 6. УМК, реализующие программу 7. Тематическое планирование с учетом видов деятельности 8. УМ и МТ обеспечение
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение универсальными учебными действиями, составляющими основу умения учиться УУД- способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоение социального опыта, совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса
Складывающаяся система оценки должна быть существенно дополнена и уточнена с учётом новых акцентов переход от оценки как инструмента контроля к оценке как инструменту управления качеством образования; переход от констатирующей оценки к формирующей, программирующей саморазвитие ученика, педагога, школы; переход от оценки исключительно предметной обученности к оценке образовательных результатов в целом, включая надпредметные компетентности и социализацию - в соответствии с новым поколением стандартов и с учётом возрастной ступени обучения.
критерии достижения – планируемые результаты; оценка предметных, метапредметных, личностных результатов; оценка способности решать учебно-практические задачи; сочетание внутренней и внешней оценки; комплексный подход: использование стандартизированных работ (устных, письменных) и нестандартизированных работ (проектов, практических работ, портфолио, самоанализа, самооценки и др.); уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов; накопительная система оценки индивидуальных достижений; использование персонифицированной и неперсонифицированной информации; интерпретация результатов на основе контекстной информации Cистема оценки: основные особенности
Система оценки достижения планируемых результатов Внешняя оценка: государственные службы Внешняя оценка: государственные службы Государственная итоговая аттестация/Итоговая оценка: обеспечивает связь внешней и внутренней оценки и является основой для всех процедур внешней оценки строится на основе а) накопленной текущей оценки, б) оценки за итоговые работы, в) оценки за подготовку и презентацию проектной работы Государственная итоговая аттестация/Итоговая оценка: обеспечивает связь внешней и внутренней оценки и является основой для всех процедур внешней оценки строится на основе а) накопленной текущей оценки, б) оценки за итоговые работы, в) оценки за подготовку и презентацию проектной работы Накопленная оценка (портфель достижений) Накопленная оценка (портфель достижений) Внутренняя оценка: учитель, ученик, ОУ и родители Внутренняя оценка: учитель, ученик, ОУ и родители Аккредитация ОУ Аттестация кадров Аккредитация ОУ Аттестация кадров Мониторинг системы образования Мониторинг системы образования Соотношение внутренней и внешней оценки в итоговой оценке, ее состав зависят от ступени обучения Соотношение внутренней и внешней оценки в итоговой оценке, ее состав зависят от ступени обучения
УМК по физике 7-9 классы Издательство «Просвещение»
Стандарт должен быть положен в основу деятельности: авторов (разработчиков) учебной литературы, материальной и информационной среды, архитектурной среды для основного о бщего образования
Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования включает укомплектованность печатными и электронными информационно- образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения, дополнительной литературой
Требования к содержанию УМК Насколько учебник обеспечивает освоение системы основополагающих элементов научного знания современной научной картины мира? Насколько учебник обеспечивает освоение основных способов познания: свойственных для предмета способов получения преобразования и применения знаний?
Насколько учебник и УМК соответствуют целевым установкам Стандарта? Насколько учебный материал учебника позволяет реализовать требованиям Стандарта о ведущей роли активной познавательной деятельности обучающихся и о соотношении частей основной образовательной программы? Насколько учебный материал и система заданий учебника и иных составляющих УМК позволяют учащимся достигать требований к результатам, выносимым на итоговую оценку? Насколько учебный материал и система заданий учебника и иных составляющих УМК позволяют учитывать возрастные особенности подросткового возраста (в том числе – основные мотивы познавательной деятельности? Каким образом это достигается? Насколько учебный материал и система заданий учебника и иных составляющих УМК позволяют формировать интерес к углубленному изучению предмета, его выбор в качестве профильного предмета на старшей ступени? Каким образом это достигается?
Новые учебники: Зачем они? Время и Общество Время и Общество Прогресс и творчество Какие бы прогнозы ни строили авторы новых программ, жизнь неумолимо корректировала их, едва эти программы облекались в форму учебника… Д.Д.Зуев Новые целиНовые средства
УМК «Архимед» автор: Олег Фёдорович Кабардин
Вопросы, вопросы, вопросы...
Классы учебно-познавательных и учебно-практических задач Рабочая (авторская) программа Примерная программа по предмету Программа профессиональной ориентации Система оценки Результаты (личностные, метапредметные и предметные) Программа проектной и исследовательской деятельности Программа внеурочной деятельности Программа развития УУД Программа воспитания и социализации Системно- деятельностный подход Тема урока Программа формирования ИКТ- компетентности Программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом» Программа экологического образования