Учитель-логопед первой квалификационной категории МОУ - СОШ 2 г. Асино
Мы будем разговаривать. И будем выговаривать. Всё правильно и внятно, Чтоб было всем понятно !
Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
1.Различные неблагоприятные факторы в пренатальный, натальный и постнатальный периоды (алкоголь, наркотики, курение, наложение щипцов, травмы головы и т.д.). 2.Выраженная органическая недостаточность ЦНС. 3.Генетическая предрасположенность. С клинической точки зрения большая группа детей с ОНР имеет поражения ЦНС. Чаще всего это результат алалии, афазии, ринолалии, дизартрии
Речевые нарушения, встречающиеся у обучающихся начальных классов, являются серьёзным препятствием в овладении ими на начальных этапах обучения письмом и чтением.
Первый уровень характеризуется: отсутствием речи (безречевые дети), ограниченность речевых средств; активный словарь состоит из нечетко произносимых обиходных слов и звукоподражаний; ребенок широко использует указательные жесты и мимику; фраза состоит из лепетных элементов, которые воспроизводят обозначающую ими ситуацию с привлечением жестов. Фраза понятна только в конкретной ситуации; число дефектных звуков превышает количество правильно произносимых, имеются трудности в различении сходных по названию и разных по значению слов; звуковой анализ слов детям не понятен.
началом общеупотребительной речи; дети используют союзы, предлоги; способностью отвечать на вопросы по картине с семьей, со знакомыми событиями; использованием предложений из 2-4 слов. фонетическая сторона речи представляет множество искажений, замен и смешений звуков; появляются затруднения в усвоении звуко-слоговой структуры слов, перестановка слогов, звуков.
развернутой фразовой речью с элементами фонетико-фонематического и лексико- грамматического недоразвития; недифференцированным произнесением звуков, когда один звук заменяет одновременно 2 и более звуков одной фонетической группы; трех- и четырехсложные слова дети в речи искажают, сокращают количество слогов; недостаточностью фонематического восприятия, смешение звуков с близкими по звучанию; в активном словаре преобладают существительные и глаголы; пассивный словарь превышает активный; аграмматизмами: ошибки в согласовании прилагательных и существительных в роде и падеже и т.д.; понимание обращенной речи приближенно к норме, но не понимают многих значений.
Звукопроизношение: Количество неправильно произносимых звуков не превышает 2 – 5 и распространяется на одну/две группы оппозиционных звуков. Дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп. Преобладают замены и смешения нередко искаженных звуков.
Недостаточная сформированность фонематических процессов. Недостаточная сформированность ( в более тяжелых случаях несформированность) фонематических процессов.
Количественный состав шире и разнообразнее. В самостоятельных высказываниях допускают ошибки на смешение слов по смыслу и акустическому сходству. Ограничен рамками обиходно – бытовой тематики; качественно неполноценен; неправомерное расширение или сужение значений слов; лексические замены.
Характерно недостаточное усвоение предложного и падежного управления, согласования, сложных синтаксических конструкций. Отсутствие сложных синтаксических конструкций, аграмматизмы даже в простых предложениях.
Доступны более менее развернутые высказывания в пределах обиходно – бытовой тематики. Самостоятельные высказывания характеризуются фрагментарностью, недостаточной связностью, логичностью. Речь носит ситуативный характер и имеет форму диалога. Нет навыков и умений связно излагать свои мысли. Характерны односложные ответы, разрозненные нераспространенные предложения, неоднократные повторения слов и отдельных предложений.
Цель: Восполнение пробелов в звуковой стороне речи и предупреждение нарушения письма и чтения. Задачи: 1. Поставить и автоматизировать нарушенные звуки. 2. Сформировать полноценные фонематические процессы. 3. Сформировать представление о звуко – буквенном составе слова. 4. Сформировать навыки анализа и синтеза звуко – слогового состава слова.
формирование направленности внимания на звуковую сторону речи; подготовка артикуляционного аппарата; постановка, вызывание звуков (в подгруппах и индивидуально); формирование фонематических процессов и уточнение представлений о звуко-слоговом составе слова; введение в активную речь обучающихся слов- терминов (звуки: согласные и гласные, слог, слово, предложение).
закреплению звуков в слогах, словах, предложениях, самостоятельных связных высказываниях; развитию фонематических процессов; формированию готовности к анализу звуко-слогового состава слова с использованием изученных к этому времени в классе букв и отработанных слов-терминов; дифференциации отрабатываемого звука с ранее изученным.
подстановочные - в слове заменяется одна буква, которая изменяет его смысл (стол-стул, лук-лом- лак-люк; том-ток-тол); обратные подстановочные упражнения, когда слова читаются в обратном порядке, справа налево (ток-кот; сорт-трос, шорох-хорош); на добавление букв в начале, середине, конце слова(тол-стол) сова-слова,рот-рота); на исключение буквы из слова (роса-оса); комбинированные упражнения, когда из слова исключается одна буква и добавляется другая (лист-лиса).
Речь. Предложение. Предложение. Слово. Деление слов на слоги. Звуки речи. Гласные звуки (и пройденные в классе буквы). Ударение. Согласные звуки (и пройденные в классе буквы). Твёрдые и мягкие согласные. Звонкие и глухие согласные. Звуки п и п'. Буква П. Звуки б и б'. Буква Б. Дифференциация Б-П. Звуки т и т'. Буква Т. Звуки д и д'. Буква Д.
Дифференциация Т-Д. Звуки к и к'. Буква К. Звуки г и г'. Буква Г. Дифференциация К-Г. Звуки с и с'. Буква С. Звуки з и з'. Буква З. Дифференциация С-З. Звук и буква Ш. Звук и буква Ж. Дифференциация Ш-Ж. Дифференциация Ш-С. Дифференциация Ж-З. Звуки р и р'. Буква Р. Звуки л и л'. Буква Л. Дифференциация Р-Л.
Цель: Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи. Задачи: 1. Совершенствовать фонематические процессы, навыки звукового, слогового анализа. 2. Уточнить и обогатить словарный запас. 3. Развивать и совершенствовать грамматический строй речи.
развитию у учащихся представлений о морфологическом составе слова; усвоению и употреблению слов в свойственном им значении; установлению связи между формой слова и его значением; формированию первоначальных представлений о синонимии. В течение II этапа идёт активная работа по совершенствованию навыков письма и чтения.
разных слов с одинаковым окончанием (на кустах, на столах, на партах); однокоренных слов (земля, земляк, земляника); в чтении слов, образованных с помощью разных приставок от одного корня (прилететь, отлететь, долететь, перелететь); слов, имеющих одинаковые приставки, но разные корни (прилететь, прибежать, приехать, прискакать).
Образование слов при помощи суффиксов. Родственные слова. Образование слов при помощи приставок. Предлоги. Различение предлогов и приставок. Синонимы. Антонимы. Многозначность слова.
Цель: Развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания. Задачи: 1. Совершенствовать грамматический строй речи. 2. Формировать практические представления о тексте. 3. Развивать умения и навыки анализировать текст. 4. Развивать умения и навыки строить самостоятельные связные высказывания.
работа над предложением (составление предложений по вопросам, сюжетным картинкам, с использованием приёма «живые иллюстрации», на основе бесед о предметах и их свойствах; восстановление деформированных предложений); работа над текстом( определение основной мысли высказывания; составление рассказа по началу, концу, опорным словам, серии картин и т.п.); работа по составлению связных высказываний с элементами творчества (фантазии) с опорой на картину или прослушанный текст.
25 января 2011г.