Практическое занятие «Эвристическая образовательная модель как средство достижения метапредметных результатов».
УУД на разных этапах уроков типа «Объяснение нового материала» ЭТАПЫУУД 1 этап: оргмомент (время) самоорганизация, саморегуляция (р) 2 этап: мотивация к учебной деятельности. В творческом уроке это открытое задание, вовлекающее учеников в мотивированную деятельность по созданию образовательного продукта -самоопределение (л) -смыслообразование (л) -целеполагание (п) -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (к)
УУД на разных этапах уроков типа «Объяснение нового материала» 3 этап: актуализация (повторение знаний). Организация подготовки учащихся к объяснению нового знания, Этот этап предполагает: -актуализацию изученных способов действий -актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов -мотивацию уч-ся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление -анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, сериатизация (п) -извлечение необходимой информации из текстов (п) -использование знаково-символических средств (п) -осознанное и произвольное построение речевого высказывания (п) -волевая саморегуляция в ситуации затруднения (р) -полное и точное выражение своих мыслей (к) -аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (к) -учёт разных мнений (к) -использование критериев для объяснения своего суждения (к)
УУД на разных этапах уроков типа «Объяснение нового материала» 4 этап: объяснение нового материала. Выявление места, причины затруднения. Ученики -в коммуникативной форме обдумывают учебные действия (УД) -ставят цель - согласовывают тему урока -выбирают способ -строят план достижения цели -определяют средства, ресурсы, сроки. Учитель руководит подводящим и побуждающим диалогом, с помощью исследовательских методов -поиск и выделение необходимой информации (п) -работа с разными видами информации (п) - планирование (к) - доказательство (п) - выдвижение гипотез и их обоснование(п) - выведение следствий (п) - установление причинно-следственных связей (п) - построение логической цепи рассуждения (п) -прогнозирование (р) -смысловое чтение (п) -анализ, синтез, сравнение, обобщение (п) -аналогия (п) -подведение под понятие (п) -определение основной и второстепенной информации -постановка и формулирование проблемы (п) -структурирование знаний (п) -построение произвольного и осознанного речевого высказывания -выражение своих мыслей полно и точно -аргументация своего мнения и позиции в коммуникации -учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (к) -разрешение конфликтов (к)
УУД на разных этапах уроков типа «Объяснение нового материала» 5 этап: закрепление а) первичное закрепление (с проговариванием вслух) Учащиеся в группах, парах, индивидуально решают типовые задания, проговаривают алгоритм б) самостоятельная работа. Самопроверка. Индивидуальная работа по эталону, выполнение новых заданий, проверка, пошаговое сравнение с эталоном, выявление и корректирование ошибок, выявление затруднений -анализ, синтез, сравнение, обобщение (п) -извлечение из текстов необходимой информации (п) - моделирование и преобразование моделей разных типов (п) -установление причинно-следственной связи -аналогия (п) -выражение своих мыслей полно и точно -учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (к) -использование знаково-символических средств (п) -выполнение действий по алгоритму (п) -осознанное и произвольное построение речевого высказывания (п) -построение логической цепи рассуждений и доказательств -адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач (к) -формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (к) -учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (к) -использование критериев для обоснования своего суждения (к) -достижение договорённости и согласование общего решения (к) -осознание ответственности за общее дело (л) -коррекция знаний (р) - оценка (р)
УУД на разных этапах уроков типа «Объяснение нового материала» 6 этап Рефлексия учебной деятельности на уроках. Фиксация нового содержания, способов его постижения с указанием степени достижения цели и самооценка учащимися своей деятельности -рефлексия способов и условий действия (п) -контроль и оценка процесса и результатов деятельности (п) -самооценка на основе критерия успешности (л) -полное и точное выражение своих мыслей (к) -формирование и аргументирование своего мнения (к) -использование критериев для обоснования своего суждения (к) -следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (л) регулятивная оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения (р)
«Эвристическая образовательная модель как средство достижения метапредметных результатов».
Метапредметные результаты по А. В. Хуторскому:
ФГОС
«Эвристическая образовательная модель как средство достижения метапредметных результатов». Эвристический подход – ориентация на достижение неизвестных результатов ( в отличие от развивающего и проблемного) Цель: предоставить возможность творить знания, создавать образовательную продукцию, самостоятельно решать проблемы Основные этапы: - мотивация -постановка задачи -создание собственного продукта -демонстрация -рефлексия ОБЪЕКТ – СВОЁ МНЕНИЕ – ПРОДУКТ – ЕГО АНАЛИЗ – СОПОСТАВЛЕНИЕ С КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИМ АНАЛОГОМ - РЕФЛЕКСИЯ
Эвристические методы как средство достижения метапредметных результатов Важный метапредметный результат – овладение эвристическими методами решения проблем: -смысловое, символическое, образное видение, -придумывание -эвристические вопросы -прогнозирование ( «если бы…») -ассоциации (синектика) -мозговой штурм -инверсия -гиперболизация -мозговой штурм -агглютинация (совмещение несовместимого)