«Образ собаки в произведениях русских поэтов как средство нравственного воспитания человека» МОУ Пречистенская СОШ 2013 В рамках дней науки В рамках Дней науки Автор – Карасов Никита, обучающийся 5 «Б» класса 1
Памятник собаке под Санкт-Петербургом 2
Бездомные собаки 3
Гипотеза Если в произведении даётся образ собаки, то через отношение человека к ней автор показывает его нравственные качества и пытается положительно воздействовать на них. 4
Цель работы Выявить, как изображена собака в произведениях разных поэтов и как образ собаки влияет на нравственные качества человека. 5
Задачи 1. Прочитать стихи, в которых встречается образ собаки. 2. Выявить проблемы, которые раскрываются с помощью образа собаки в произведениях разных поэтов. 3. Определить нравственные уроки, которые дают авторы читателям через образ собаки. 4. Изучить общественное мнение о проблеме отношения к собакам. 6
7
ЭПИТЕТЫ красивая, несчастная, дружелюбная, умная, преданная, с хорошими манерами, понимающая, настоящий друг ; жалкая, несчастная, раздражённая, грустная, обиженная, одинокая ; ласковая, несчастная ; сердитая, гавкающая СРАВНЕНИЯ пожилая собака, как и пожилые люди, мечтает вернуться в детство ; качества характера собаки зависят от нравственных качеств человека - хозяина собаки ; люди уподобляются животным ( ругань соседей, семейные склоки ) – это ситуации, когда эмоции управляют разумом 8
ЧЕЛОВЕК любит, жалеет, заботится, приютил, кормит, сочувствует, восхищается, ласкает, беспокоится, уважает, ценит, обожает, дружит, учит, ухаживает, страдает СОБАКА играет, благодарит, любит, радуется, возвращается, верно служит, охраняет, помогает, скучает, сочувствует 9
ЧЕЛОВЕК бросил кричит не ухаживает не воспитывает дразнит злится СОБАКА ищет, мечется плачет, молчит раздражается, обижается, грустит, зазнаётся, дерётся, кусает, лает, рычит 10
- Проблема нравственных ценностей в отношении человека к собаке - Проблема ответственности человека за прирученное животное - Проблема одиночества животного - Проблема старости животного 11
1. Поэты воспитывают любовь к животным, учат получать радость от общения с ним. 2. Поэты пробуждают чувство сострадания, обращают внимание на острую проблему бродячих животных, а также показывают пример преданности, верности. 3. Позволяют человеку посмотреть на себя со стороны и измениться в лучшую сторону. 4. Напоминают нам, что большинство проблем, связанных с собаками, возникает по вине человека, из - за его равнодушия и безграмотности в вопросах воспитания собаки. 12
1. Любите ли вы собак ? ( Да – 95%, нет – 5%) 2. Считаете ли вы, что собака – друг человека ? ( Да – 93%, нет – 7%) 3. Любите ли вы произведения о животных ? ( Да – 85%, нет – 15%) 4. Назовите произведения, в которых собака является героем. Популярные ответы : - Г. Н. Троепольский « Белый Бим чёрное ухо » - 14 (19%) - « Хатико » ( на основе реальных событий, по фильму ) – 14 (19%) - А. П. Чехов « Каштанка » - 12 (16% - Тургенев « Му - му » - 12 (16%) - М. А. Булгаков « Собачье сердце » - 4 (5%) - Д. Лондон « Белый клык » - 3 (4%) 5. Есть ли ( была ли ) у вас дома собака ? ( Да – 87%, нет – 13%) 6. Вы когда - нибудь кормили бездомную собаку ? ( Да - 88%, нет – 12%) 13
7. Кто автор строк : а ) « Дай, Джим, на счастье лапу мне, Такую лапу не видал я сроду …» С. Есенин « Собаке Качалова » - 12 (16%) б ) « Я сегодня сбилась с ног - У меня пропал щенок …» С. Михалков « Щенок » - 1 (1%) в ) « Она с утра лежит не лая, Она собака пожилая …» А. Барто « Собака » - 1(1%) 8. Как помочь бездомным собакам ? (72 человека ответили ) Распространённые ответы : - сдать в приют для бездомных собак, - построить для них приюты, - прививать от разных болезней, - организовать акции и митинги по поиску хозяев собакам, - подкармливать, - сбор денег на лечение, - не быть равнодушными к ним, - наказывать тех, кто бросил собаку. 14
15
Мы в ответе за тех, кого приручили! 16
Мой друг АНЬЯР
Мой друг АНЬЯР
СОБАКА – САНИТАР во время Великой Отечественной войны
СОБАКИ-СПАСАТЕЛИ во время Великой Отечественной войны
СОБАКА-СПАСАТЕЛЬ МЧС
ПОГРАНИЧНАЯ СОБАКА
Мы в ответе за тех, кого приручили!
«ХОЗЯИН ЗАБОЛЕЛ»