Якутские лошади с длинной шерстью – очень выносливые животные, круглый год они находились на подножном корму. Зимой копытами добывали прошлогоднюю траву из-под толстого снега.
Заслуживает внимания конское убранство. Украшениями для него служили «чепраки», покрывавшие круп лошади, и «кычымы» по бокам седла, искусно расшивавшиеся серебром и бисером. Седло покрывалось ковриком «далбара», сшитым из разноцветных кусочков конской кожи.
Немного семей могут гордиться тем, что их семейные ценности являются украшением музеев. На родине моего отца есть музей - Тандинский историко-архитектурный музей имени его основателя Ивана Павловича Готовцева. В музее имеется богатая коллекция старинных предметов. Среди них особое место занимают якутские нарядные седла. Их всего шесть. Одно из них - седло семьи Заболоцких. С 1852 по 1917 год в наслеге 19 раз проводились выборы местных князцев. Заболоцкие выбирались головами Баягантайского улуса и князцами Баягантайского наслега в течение 32 лет.
Владелец седла князец Баягантайского наслега Баягантайского улуса Заболоцкий Иннокентий Петрович – СИП ( ).
Седло было передано в музей в 1950 году Заболоцкой Натальей Петровной (1892 – 1963). Наталья Петровна - родная сестра владельца седла Иннокентия Петровича. В одно время проживала в одном доме с создателем музея И.П. Готовцевым. Кроме седла она принесла в дар музею много семейных реликвий.
Традиция украшения верхового коня напрямую связана с древними ремеслами якутов: обработкой металла, выделкой шкур, художественным плетением конским волосом. Мастерам прошлого были известны разные технические приемы художественной обработки металла – гравировка, чеканка, насечка, штамповка. Для украшения конской упряжи использовали почти все виды металла: железо, медь, бронзу, серебро, олово, свинец.
Особенно интересным по исполнению было седло. Как кочевой, скотоводческий народ, якуты научились изготовлять седло раньше других перевозочных средств. Якутское седло, как вьючное, так и верховое, сделано почти все из дерева, чаще из березы. Береза считается барыней-деревом, а его «щетка» (нарост корневища – удьур5ай) высшим по красоте и прочности древесным материалом. Она, особенно сырая, легко обрабатывается, ее текстура, темных и светлых тонов, на срезе дает прекрасные узоры.
На передней луке седла моего прадедушки нарисованы лев и единорог. Сюжеты, связанные с Единорогом, встречаются и в восточном (включая китайский и мусульманский), и в западноевропейском (немецкая сказка о портном и семи мухах) фольклоре. В русских «азбуковниках» вв. Единорог описывается как страшный и непобедимый зверь, подобный коню, вся сила которого заключена в его роге. А лев почти у всех народов означает власть. Мой прадед много лет был князем своего наслега, сыном улусного головы Петра Дмитриевича Заболоцкого. Поэтому эти изображения, означающие силу и власть, говорят о многом.
Каждый предмет хранящийся в музее имеет свою особенную историю. Я вам поведала историю седла моего прадедушки. Источники: Из архива Тандинского историко-архитектурного музея им. И.П.Готовцева. Личный фотоархив семьи Заболоцких. Каждый предмет хранящийся в музее имеет свою особенную историю. Я вам поведала историю седла моего прадедушки. Источники: Из архива Тандинского историко-архитектурного музея им. И.П.Готовцева. Личный фотоархив семьи Заболоцких.